Вы здесь

Электронные административные процедуры в строительстве: успешные реформы в Москве

Автор: 
Полиди Татьяна Дмитриевна
Содержание: 

Одним из негативных факторов, препятствующих развитию определенного сектора деловой активности, является наличие избыточных и (или) дублирующих либо слишком длительных административных процедур. Устранение таких административных барьеров способствует как росту инвестиционной привлекательности страны, так и снижению общего уровня коррупции. Одним из секторов, наиболее нуждающимся в снятии административных барьеров в России, является строительство. Об этом свидетельствуют как российские, так и зарубежные исследования. 

В 2013 году Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (далее – «дорожная карта»). Одной из целей "дорожной карты" названо сокращение административных барьеров в строительстве, ключая сокращение количества процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов, а также совокупного времени и расходов на их прохождение.

В качестве контрольных показателей реализации «дорожной карты» указанным распоряжением определены позиции в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» [1] по показателю «Получение разрешения на строительство» (см. табл. 1).

Таблица 1

Контрольные показатели реализации «дорожной карты»[2]

Наименование контрольного показателя

На момент принятия «дорожной карты»

2014 год

2015 год

2018 год

Позиция в рейтинге Doing Business по показателю «Получение разрешения на строительство»:

178

130

78

34

количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство (штук)

42

32

15

11

совокупное время прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство (дней)

344

200

130

56

объем затрат, необходимых для получения разрешения на строительство (процентов от дохода на душу населения)

129

120

104

101

По данным доклада «Ведение бизнеса – 2015: Больше, чем эффективность»[3] впервые отмечена существенная положительная динамика в позиции России по уровню административных барьеров в строительстве – со 178 на 156 место (см. табл. 2).

Таблица 2

Рейтинг Российской Федерации в исследовании «Doing Business » по показателю «Получение разрешений на строительство» в 2014-2015 гг. [4]

Показатели

DB 2014

(Россия по данным Москвы)

 

DB 2015

(Россия по средневзвешенным данным: Москва – 70%, Санкт-Петербург – 30%)

Справочно:

DB 2015

Москва

DB 2015

Санкт-Петербург

Место в рейтинге

178

156

 

 

Процедуры (количество)

36

19,8

21

17

Срок (дни)

297

238,4

239

237

Стоимость (% стоимости склада)

[5]

 

89

1,9

2,0

1,6

Таким образом, Российская Федерация за один год поднялась на 22 позиции:

  • количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта, по версии Всемирного банка, сократилось на 16;
  • срок прохождения всех процедур сократился более чем на 58 дней.

Хотя пока фактические данные исследования далеки от контрольных показателей «дорожной карты», важно отметить существенные положительные результаты реформ, проводимых Правительством Москвы в части перехода на предоставление административных услуг в сфере строительства в электронной форме.

Переход на прохождение административных процедур в электронном виде предоставляет ряд преимуществ как для заявителей, так и для органов исполнительной власти. Основными преимуществами электронных административных процедур являются:

  • возможность получения услуги из любой точки местонахождения
  • сокращение временных затрат и сроков обработки заявок на получение государственных услуг за счет автоматизации основных процессов;
  • прозрачность процедуры – возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме он-лайн;
  • снижение коррупционных рисков.
  • создание электронных реестров документов, формируемых в результате прохождения административной процедуры;
  • снижение коррупционных рисков.

Правительство Москвы приступило к реализации мероприятий по переходу на предоставление государственных услуг в сфере строительства в электронном виде в 2013 году и менее чем за 2 года достигло заметных результатов.

К настоящему времени из 14 государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и организациями, входящими в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (далее – Стройкомплекс Москвы) в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы доступны для получения12 услуг, или 86% всех таких услуг, в том числе:

1. Услуги Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы:

  • подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков (согласно постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года № 229-ПП) ;
  • подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы 30 апреля 2013 года № 284-ПП) ;
  • предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 января 2013 года № 2-ПП) ;
  • оформление паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений (согласно постановлению Правительства Москвы 28 марта 2012 года № 114-ПП) ;
  • согласование дизайн-проекта размещения вывески (согласно постановлению Правительства Москвы 28 марта 2012 года № 114-ПП) – предоставляется исключительно в электронной форме.

2. Услуги Комитета государственного строительного надзора города Москвы:

  • выдача разрешения на строительство (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2012 года № 145-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме;
  • предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года № 611-ПП) ;
  • выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2012 года № 145-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме;
  • подача застройщиками извещений о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года №611-ПП);
  • подача застройщиками извещений об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года №611-ПП).

3. Услуги Государственного автономного учреждения города Москвы « Московская государственная экспертиза»:

  • проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (согласно постановлению Правительства Москвы от 21 марта 2013 года № 153-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме.

4. Услуги Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства:

- подача ежеквартальной отчетности застройщиков о деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 3июля 2012г. №317-ПП).

К настоящему времени 4 процедуры предоставляются исключительно в электронной форме, а с 1 июля 2015 года планируется обеспечить переход на исключительно электронное предоставление следующих административных процедур:

  • выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, с сокращением срока предоставления процедуры с 10 до 5 рабочих дней ;
  • подачу извещений о начале и (или) окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

Статистические данные за три года практики прохождения административных процедур в электронном виде свидетельствуют о стабильном росте количества обращений относительно прохождения административных процедур в строительстве в электронной форме.

По данным Стройкомплекса Москвы, по итогам 2013 года на прохождение административных процедур в сфере строительства в электронном виде подано 12% заявок от общего числа заявок на прохождение административных процедур в строительстве. В 2014 году этот показатель составил 33%, а за первый квартал 2015 года - 45% заявок.

Наиболее востребованными административными процедурами в указанной сфере являются:

  • подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков;
  • подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства;
  • предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
  • оформление паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений;
  • подача застройщиками извещений о начале и (или) окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.

При этом стремительный рост показало количество заявок на получение заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в электронном виде: соответственно в 2013, 2014 и 2015 годах 33%, 57% и 98%.

В настоящее время предпринимателями и экспертами отмечается положительный результат проведенных мероприятий по переходу на электронное взаимодействие застройщиков и Стройкомплекса Москвы, что позволило сократить временные затраты при реализации инвестиционных проектов. Вместе с тем актуальность начатых реформ сохраняется, и прежде всего в части организации электронного взаимодействия застройщиков с организациями коммунального комплекса и электросетевыми организациями, процедуры которых составляют большую часть всех необходимых при строительстве процедур.

 


[1] http://russian.doingbusiness.org/

[2] План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства"

(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2013 г.№1336-р).

[3] См. доклад «Ведение бизнеса – 2015: Больше, чем эффективность». Показатели, представленные в данном докладе приведены по состоянию на 1 июня 2014 года http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015

[4] См. данные по России на русском языке: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia/

[5] Расчет стоимости на 2014 год производился в % от дохода на душу населения. В соответствии с изменением методологии исследования в 2015 году предполагается, что стоимость строительства склада равна 50-кратному среднему годовому доходу на душу населения. Таким образом, можно считать, что 89% от среднего годового дохода на душу населения эквивалентно 1,8% стоимость строительства склада.

Структурное направление: 

Закрыть