Вы здесь

Интервью Э.Маркварта проекту ЦСР: Сильные города — ключевое условие для успешного развития государства 

Местное самоуправление (МСУ) — это фундамент, на котором зиждется здание государственности. Именно местная власть обеспечивает непосредственное взаимодействие с народом, первой принимает на себя недовольство и обратную реакцию на действия государства. Поэтому важно обеспечивать не только устойчивость МСУ, но и сохранять за ним функционал, выработанный многолетней практикой развития во всем мире

В России статус местного самоуправления как самостоятельного базового института общественного и государственного устройства все чаще игнорируется, сетует Эмиль Маркварт, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления, профессор РАНХиГС. Он считает,что законодательство о местном самоуправлении становится барьером на пути развития российских городов

Мир будущего представляется нам преимущественно урбанизированным. Достаточно ли сильны наши города, чтобы стать точками роста в таких прогнозах?

Сильный город — это сильное местное самоуправление, и наоборот. К сожалению, в Российской Федерации наблюдается явный тренд на снижение самостоятельности и значения местного самоуправления. Он обозначился в 2009 году, а с 2013 года набрал серьезные обороты. В 2017 году были приняты очередные, сто двадцатые, поправки к федеральному закону о местном самоуправлении, которые позволили повсеместно упразднять поселенческое местное самоуправление, превращая в т.н. «городские округа» любые населенные пункты или их группы. Тогда пал «последний бастион» не только для упразднения поселений, но и перед тем, чтобы любую деревню можно было называть городом.

Приведу в качестве примера лишь одно сравнение – большинство «городских округов» Сахалина имеет огромные площади: Охинский — 14,8 тыс. кв. км, Ногликский — 11,3 тыс. кв. км; при этом плотность населения там составляет от 0,71 до 1 чел./кв. км (т.е. в 10 раз ниже средней плотности населения в России в целом –по сути речь идет об огромных пустынях под названием «городской округ»). Для сравнения – площадь Нью-Йорка – 789 кв. км, а всей Нью-Йоркской агломерации – 8,68 тыс. кв. км.

И чем это грозит городам?

Во-первых, это полная профанация социально-экономического и географического понятия «город». По сути, ни компактность проживания людей, ни какие-либо иные качественные характеристики города больше не имеют значения для того, чтобы называть то или иное образование городским округом. Отныне любой город может быть слит с окружающей средой. Просто «размазан» в ней. И с этой точки зрения город и село юридически уже не будут отличаться. По факту же различия между ними никуда не денутся – об этом свидетельствует и опыт происходящих территориальных преобразований (укрупнений).

Во-вторых, интеграция самостоятельных городов в окружающие их районы приведет к «размазыванию» доходов городских бюджетов на сельскую местность. На первый план выйдет необходимость поддержки села выплатами различных льгот и дотаций, которые полагаются селянам (обещание сохранения т.н. «сельских» льгот является обязательным условием торга региональных властей, инициирующих процессы упразднения сельских поселений).

Вместо того, чтобы становиться точками роста, тратить деньги на собственное развитие, которое помогло бы им быть конкурентоспособными в условиях глобальной или межрегиональной конкуренции, города вынуждены будут отвлекать ресурсы на поддержание села, на решение иных непрофильных для них задач, что будет вести к ослаблению позиций самих городов на рынке.

Я уж не говорю о том, что и для сельских «окраин» такие укрупнения чреваты негативными последствиями: все решения о том, какие задачи следует решать стоящие перед конкретной сельской территорией, теперь должны приниматься «в центре» — городскими властями. Грубо говоря, решение о замене лампочек в уличном освещении или ремонте тротуара в селе, находящемся порой за 50 км от города-центра т.н. «городского округа» будет приниматься именно в центре.

В-третьих, — в настоящее время российское законодательство о местном самоуправлении разрушает компетенционные основы местного самоуправления. В мае 2014 года был принят худший закон за всю историю постсоветского российского местного самоуправления (№136-фз от 27.05.2014). Одной из норм этого закона субъектам федерации предоставлено право изымать любые вопросы местного значения (с небольшими исключениями) из компетенции местного самоуправления.

И, заметьте, нет оговорок, что это будет касаться только малых и слабых муниципальных образований. Это означает, что большинство полномочий тех же городских округов могут быть изъяты («перераспределены») субъектом федерации и разрешать их будет уже не город, а область.

Полный текст: проект «Россия будущего: 2017 → 2035» от 01 февраля 2018 года

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть