Вы здесь

Россия будущего 2017 -> 2035: Интервью с Владимиром Климановым, директором Института реформирования общественных финансов

Стратегия развития страны – масштабный документ, за которым порой не видны особенности территорий, оказывающих ключевое влияние на успех реализации подобных планов. Логичным выглядит формирование региональных стратегий, ориентированных не только на усиление сильных сторон каждой территории, но и их оптимальное взаимосочетание. Насколько успешно такие региональные планы реализуются в России – мы задали этот вопрос Владимиру Климанову, директору Института реформирования общественных финансов, специалисту в области бюджетного федерализма, регионального развития и региональной экономики

Что такое общественные финансы? В литературе встречается много разных подходов к их определению.

В России мы часто попадаем в ловушку неверной интерпретации переводных терминов. Отсюда и различные толкования. Я придерживаюсь максимально широкого подхода, полагая, что общественные финансы – это финансовые ресурсы, собранные от бизнеса и населения для решения государственных задач на всех уровнях: от местного самоуправления до международного. Это всё – «общественные финансы».

Включая как бюджетные, так и внебюджетные средства?

К сожалению, это распространенный подход, когда всё, что касается государственных финансов, сужается до «чистого бюджета». А всё, что за пределами бюджета, – это уже что-то другое – это внебюджетные средства. Хотя, когда смотришь на структуру привлеченных внебюджетных инвестиций, то видишь, что зачастую это инвестиции госкорпораций.

В отчетности Международного валютного фонда по России при расчете наших общественных финансов суммируют и госбюджет, и бюджеты государственных компаний, и компаний с госучастием. Почему этот подход мне кажется более правильным? Мы привыкли, например, говорить о том, что у РФ невысокий объем госдолга, и это правда. Примерно 15% от ВВП – это очень низкий уровень по сравнению с Японией, где долг 200%, или с Сингапуром, или с США, где долг составляет 100% от ВВП. Но если пересчитать показатели с долгами госкорпораций, то мы получим совсем иные числовые параметры долга.

Вспомните, в 2014 году глава Роснефти предлагал пустить средства Фонда национального благосостояния частично на покрытие обязательств компании. Так что риски несения страной субсидиарной ответственности по госкомпаниям есть. И потому правильно рассматривать их показатели как «общественные финансы»...

Полный текст: Стратегирование – это лавирование между желанием и возможностями
Продолжение интервью: Стратегирование – это лавирование между желанием и возможностями

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть