Вы здесь

Дмитрий Гордеев, ведущий юрисконсульт ИЭГ, в мини-интервью для проекта "Открытая Россия" о проблеме низкого темпа расселения аварийных домов 

В России за последние пять лет аварийными были признаны более 11 миллионов квадратных метров жилья. В середине сентября министр строительства и ЖКХ Михаил Мень заявил, что программа по расселению была выполнена на 95%, в общей сложности, по его словам, площадь расселенного жилья превысила 10 миллионов квадратных метров. Однако каждый год растет количество опасных для проживания домов. Чиновники заявляют о необходимости создания новых механизмов расселения непригодных для жизни зданий.

По мнению ведущего юрисконсульта «Институт экономики города» Дмитрия Гордеева основная причина, из-за которой власти не могут справиться с этой проблемой — нехватка денег.

«Дело в том, что планы были выполнены в отношении жилья признанного аварийным до 2012 года, — напоминает эксперт. — Президент ставил задачу до 1 сентября 2017 года эти дома расселить. Но их не ликвидировали до конца: Мень сказал о цифре в 95%, но она на самом деле меньше, в связи с тем, что в регионах просто нет денег. Помощь, которая оказывается через „Фонд содействия и реформирования ЖКХ“, тоже достаточно ограничена, а эти проценты, они, скорее, для доклада президенту».

По словам Гордеева, большое количество аварийного жилья в России объясняется тем, что муниципалитеты долгое время избегали признания домов непригодными, так как по старому жилищному законодательству возникала обязанность их расселять, но денег при этом не было. «Если дом, все же, признавался аварийным, то собственники и наниматели могли писать в прокуратуру жалобу с требованием расселить их». Однако, как говорит эксперт ситуация изменилась после принятия в 2007 году закона, «благодаря ему „Фонд содействия и реформирования ЖКХ“ начал финансировать расселение самых одиозных аварийных домов, включенных в список сначала на 1 января 2007 г., потом, 2010 г., а потом 2012 года».

Гордеев также отметил, что после 2012 года власти продолжили расселять аварийные дома. Но сейчас муниципалитеты занимаются этой проблемой, только если получают средства из регионального бюджета. «Туда деньги поступают из „Фонда содействия и реформирования ЖКХ“, плюс добавляются свои деньги. Но поскольку у нас большинство субъектов Российской Федерации живут на дотациях, а средств в федеральном Фонде гораздо меньше, чем требуется, процесс расселения идет в отношении только части домов», — рассказал эксперт.

Еще одной проблемой низких темпов расселения аварийных домов, Гордеев называет популистский подход властей. «Он заключается в том, что людям, которые расселяются дают квартиры по нормам предоставления или „метр в метр“. Представьте себе, есть деньги на определенное количество метров и если расселят собственников по этому принципу, то получается тебе дают равнозначную квартиру в новом доме, а по цене она будет дороже. В Жилищном кодексе заложен другой принцип, жесткий, но более справедливый. Он заключается в том, что муниципалитет выкупает жилье в аварийных домах по их рыночной стоимости. По этому принципу можно было бы расселить большее количество зданий».

Проект "Открытая Россия" от 08 ноября 2017 года

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация