Вы здесь

"...правильный подход состоит в том, что передача функций на нижний уровень должна сопровождаться передачей финансовых средств...", - директор направления "Городское хозяйство" ИЭГ И.В. Генцлер в материале ФедералПресс "Безвозмездно, но не даром ..."

Дата публикации: 01.02.2019

Нижегородские законодатели и правительство не нашли способ финансирования переданных на муниципальный уровень полномочий техзаказчика капитального ремонта домов. Областной парламент принял законопроект, по которому муниципалитеты реализуют эту функцию на безвозмездной основе. Однако именно техзаказчик занимается организацией и проведением конкурсных процедур по выбору подрядчиков, заключает договоры, подписывает акт приемки выполненных работ. «ФедералПресс» выяснял, не обернется ли новый закон попыткой переложить расходы с регионального уровня на местный.

Законодательное собрание Нижегородской области приняло изменения в областной закон о капитальном ремонте в многоквартирных домах (МКД). Они подразумевают, что органы местного самоуправления и (или) муниципальные бюджетные учреждения осуществляют переданные им функции технического заказчика капремонта на безвозмездной основе. Ранее областной закон предусматривал, что порядок финансирования и примерную форму договора с условиями финансирования этой функции утверждает правительство региона.

В пояснительной записке к принятому документу говорится, что субсидия, предоставляемая нижегородскому фонду капитального ремонта МКД, не может быть использована на другие цели, кроме обеспечения затрат на административно-хозяйственную деятельность фонда. Кроме того, передача функций техзаказчика в муниципалитеты на возмездной основе противоречит требованиям федерального закона № 44-ФЗ о контрактной системе в сфере закупок в части порядка отбора подрядных организаций.

«Когда идея передачи функций техзаказчика муниципалитетам только рассматривалась, говорилось, что без передачи средств никто выполнять полномочия не будет, – напоминает заместитель председателя нижегородского заксобрания Владислав Егоров. – Если бы изначально в федеральном законе говорилось, что муниципалитеты обязаны выполнять те или иные задачи по капремонту, в бюджетах были бы заложены средства на это и муниципалитеты сами бы составляли программу капремонта, все пошло бы по-другому. Сегодня навязывать им на полпути реализации закона функции, за которые они еще и ничего не будут иметь, а будут только ответственными, – само по себе неверная постановка вопроса».

«Регионы создавали региональных операторов по-разному. Если посмотреть численность сотрудников региональных операторов по разным субъектам, она самая разная, – говорит директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Ирина Генцлер. – Наверное, лучше всех обеспечен кадрами региональный оператор Москвы, потому что для этого просто есть финансирование. Если у бюджета сразу очень ограниченные средства на финансирование регионального оператора, он всячески сжимает штатное расписание. Соответственно, меньше помещение, меньше рабочих мест, меньше других затрат. А то, что они своим маленьким штатом не в состоянии перечень функций выполнять, это уже другой вопрос. Тогда начинаешь их перекладывать на кого-то другого, не выделяя при этом денег. Хотя на самом деле правильный подход состоит в том, что передача функций на нижний уровень должна сопровождаться передачей финансовых средств, потому что эта передача может быть связана с их более эффективным использованием. Региональный оператор сидит в областном центре, а жизнь происходит в отдаленном месте. Те, кто сидят на местах, конечно, ближе к этим домам и в состоянии лучше организовать и проконтролировать этот процесс».

Министр энергетики и ЖКХ Нижегородской области Андрей Чертков заверил «ФедералПресс», что если муниципалитеты заявляются, областные власти всегда найдут способ им помочь. «В этом году увеличились субсидии муниципалитетам, все посчитали, что этих денег достаточно. Если будет понимание, что муниципалитет хочет, но реально не справляется и докажет это, мы найдем варианты, как финансировать. Программ много, и в этой части мы всегда найдем ту или иную добавку, чтобы они реализовали свой функционал», – сказал министр.

В нижегородском фонде капремонта МКД «ФедералПресс» уточнили, что договоры о передаче функций техзаказчика органы МСУ заключают в добровольном порядке. На данный момент в Нижегородской области техзаказчиками выступают 10 муниципальных районов и городских округов, областного центра среди них нет. Как сообщил Андрей Чертков, Нижний Новгород готов провести в одном из районов пилотный проект по передаче функций техзаказчика. Этот шаг, мнению министра, заслуживает похвалы: «Если сейчас администрация и районы повернутся головой к фонду и жителям, там работа по-другому будет поставлена».

Кроме того, структурную единицу фонда капремонта предполагается закрепить за южными территориями Нижегородской области. Она будет базироваться в ЗАТО Саров и кроме него обслуживать Арзамас, Ардатов, Вознесенское. «Мы готовы на любые переговоры с муниципалитетами. Главное – чтобы жители не страдали и мы продвигались по капремонту домов», – добавил глава нижегородского минЖКХ.

По оценке генерального директора нижегородского фонда капремонта МКД Геннадия Дурдаева, как техзаказчики хорошо реализуют программу капремонта Бор, Дзержинск, Семенов и Балахна. В Дзержинске, например, с мая 2017 года полномочия техзаказчика получило МКУ «Городское жилье», которое получает финансирование из местного бюджета. От получения больших полномочий в области приемки работ в городской администрации видят положительные результаты: программа капремонта МКД 2018 года (38 домов, 135 видов работ) выполнена полностью. Договор о передаче функций техзаказчика пролонгирован до декабря 2020 года.

Отстранение муниципалитетов от капремонта глава нижегородского министерства ЖКХ считает неправильным. «Это социальная нагрузка, как строительство детских садов и школ. Да, у нас есть фонд и 25 тысяч домов. Реально фонд с тем количеством людей, которое есть, не вытянет их, – говорит Андрей Чертков. – Муниципалитет определяет работы, которые нужно делать, согласовывает их с жителями и ДУК и дальше начинает контролировать проектно-сметную документацию и строительно-монтажные работы. Когда муниципалитет в это погружен и понимает, что будет отвечать перед жителями, все складывается. На сегодняшний момент крайний – фонд, а все остальные от него отделены. Это неправильно на самом деле. Жалобы идут в муниципалитет, но муниципалитет из этого процесса вычеркнут».

ФедералПресс/Нижний Новгород от 1 февраля 2019 года

Структурное направление: 
Город: 
Нижний Новгород

Закрыть