Вы здесь

А.С. Пузанов для РБК Татарстан об условиях экономического роста агломераций

Дата публикации: 07.10.2020

План на объединение: в РТ крупный бизнес создает агломерации будущего.
В Татарстане разработают план по комплексному развитию городов и городских агломераций. Драйвером их экономического роста, по мнению экспертов, является крупный бизнес

В сентябре минэкономразвития РФ подготовило пакет законопроектов о развитии городских агломераций и межмуниципального сотрудничества. Проект направлен на создание правовых и экономических условий. В законопроекте закрепляется понятие городской агломерации, критерии ее формирования, полномочия органов публичной власти в сфере развития агломераций, институты управления их развитием.
"Принятие пакета законопроектов создаст правовые основы развития городских агломераций – центров экономического роста страны, придаст стимул новым инфраструктурным проектам и дополнительным инвестициям в развитие городских и сельских территорий, повысит качество предоставления государственных и муниципальных услуг населению", — отметила заместитель министра экономического развития РФ Оксана Тарасенко.
В ежегодном послании Госсовету Татарстана 24 сентября президент РТ Рустам Минниханов заявил о необходимости обеспечить подготовку единых для агломераций документов территориального планирования, а также разработать эффективный механизм управления комплексным развитием территории.

Согласно "Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан на период до 2030 года", в качестве "точек роста" рассматривают три агломерации со своими зонами влияния: Казанская, Камская и Альметьевская.
Казанская агломерация включает в себя Казань, Зеленодольск и пять муниципальных районов: Зеленодольский, Высокогорский, Пестречинский, Лаишевский и Верхнеуслонский. Камская агломерация включает Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга. В расширенных границах агломерация охватывает Менделеевск и Камские Поляны.
Альметьевская агломерация, помимо непосредственно Альметьевского, включает Бугульминский и Лениногорский муниципальные районы. В зону влияния также входят Азнакаево, Уруссу, Бавлы. Черемшанский муниципальный район является западным аграрным буфером агломерации.

Агломерации ХХI века

Генеральный директор фонда "Институт экономики города" Александр Пузанов в беседе с РБК Татарстан отметил, что ситуация, которая сложилась в Набережночелнинской и Альметьевской агломерациях, во многом похожа на ситуацию в моногородах.
"Они ближе к советскому типу агломераций, которые складывались в 1980-е годы. Тогда они назывались территориально-производственные комплексы. Существует одно большое градообразующее предприятие, а также целый ряд предприятий, связанных с ним производственными цепочками", — сказал Пузанов.
Стратегическое направление в развитии этих агломераций, по его мнению, должно идти в сторону диверсификации. "Отрасли машиностроения и нефтяной промышленности сыграли свою роль в развитии городов, вызвали рост численности населения, сделали их привлекательными для проживания, сформировали большую концентрацию населения. Теперь нужно развивать более современные отрасли, чтобы города получили большую устойчивость", — сказал Пузанов.

Агломерации, по его словам, необходимы для получения дополнительных экономических эффектов. "Создается единый рынок труда, возможность более эффективно распределять существующий человеческий потенциал по имеющимся рабочим местам. Кроме того открывается доступ к более качественным социальным у слугам – от медицины до музеев. Все это является фактором экономического роста. Главное сегодня, что люди быстрее развиваются и могут качественнее себя реализовать. Молодое поколение, которое вырастает в моногороде, должны иметь выбор при самореализации. Иначе они покидают город, что, конечно, плохо", — отметил эксперт.
По его мнению, двигателем современных агломерационных процессов может выступить бизнес, который имеет различные звенья производственных цепочек в соседних муниципалитетах одной агломерации.

Влияние бизнеса

По словам Пузанова, в Татарстане драйверами экономического роста агломераций, в первую очередь, являются флагманские предприятия. Например, "Татнефть" в Альметьевске или "Камаз" в Набережных Челнах.
Экс-глава комитета по энергетике Госдумы РФ, доктор экономических наук Иван Грачев в беседе с РБК Татарстан также высказал мнение, что "Татнефть", позиционируя Альметьевск своей столицей, оказывает на город большое влияние. "Альметьевск выглядит современным городом. Конечно, компания создает дополнительные потоки денег в городе. При этом "Татнефть" имеет внутренние программы, чтобы поддерживать столичный статус города. Соответственно, кроме естественных бюджетных потоков расходуются достаточно большие внутренние деньги. Видно, что управление этими программами довольно целевое, а не хаотичное. Есть понимание целей", — сказал Грачев
В пресс-службе компании "Татнефть" РБК Татарстан рассказали, что ежегодно реализуют программы, связанные с развитием Альметьевска. "Например, компания активно участвует в развитии сферы образования. Выделяются средства на ремонт детсадов, обновление матбазы школ, реализуется уникальный образовательный проект в детсадах района и создаются биологические лаборатории в школах, где дети занимаются клонированием растений. В области культуры можно вспомнить об общественном центре "Татнефти" на месте бывшего городского универмага, где появился музей "Альметрика", лингвистический центр, онлайн-академия цифрового творчества, концертный зал. В детских лагерях "Татнефти" появились мини-конюшни для пони", — сказали в пресс-службе.
В рамках экологической программы компания посадила за 10 лет более 10 млн деревьев и выделила средства на проектирование очистных сооружений. По данным представителей компании, программы "Татнефти" распространяются также на сферы строительства жилья, обустройство парков, озеленение улиц и благоустройство внутридворовых территорий, строительство детских игровых площадок, создание дорожной инфраструктуры, праздничное оформление города, возведение спорткомплексов, организация концертов и так далее.

В период пандемии компания оказала масштабную поддержку медицинской сфере. В частности, "Татнефть" оплатила аренду одного из крупнейших грузоподъемных самолетов в мире "Руслан". 10 апреля он доставил в Казань из Китая 3 миллиона упаковок масок, защитные костюмы и необходимые материалы для их пошива, боксы для транспортировки больных коронавирусом, а также станки для скоростного производства масок.
"Собственное производство масок "Татнефть" развернула на площадке дочернего ООО "Татнефть-Актив", где был установлен и запущен привезенный из Китая роботизированный комплекс. На собственных производствах "Татнефть" организовала выпуск защитных изолирующих боксов для безопасной транспортировки в машинах скорой помощи пациентов с подозрением на коронавирус", — сообщили в пресс-службе.
Напомним, что ПАО "Камаз" в период пандемии приняло решение закупить оборудование для выпуска респираторов 2 класса защиты.

Ранее председатель Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексей Кудрин предложил Казань ввести в агломерацию с Ульяновском и Самарой. По его мнению, существующие административные границы нужно стереть и укрупнить субъекты Федерации. Подобные изменени

"РБК Татарстан" от 7 октября

Фото "РБК Татарстан"

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть