Вы здесь

Концепция доклада «О мерах по созданию системы страхования кредитного риска в ипотечном жилищном кредитовании»

Данная Концепция обсуждалась совместно с представителями Госдумы России, Госстроя России, Минэкономразвития России, Минфина России, Центробанка России, страховых компаний и банковского сообщества.

Признавая социальную направленность системы ипотечного страхования, следует одновременно следить за тем, чтобы финансирование социального жилья и иных потребностей для отдельных групп населения – как посредством прямого субсидирования, так и с использованием иных средств – осуществлялось в прозрачном режиме, самостоятельно и отдельно от программы ипотечного страхования.

Если программа ипотечного страхования тщательно продумана, то она может оказаться способной как выполнять внутренние социальные задачи, так и функционировать как финансово надежный и устойчивый страховой фонд. Необходимость этого объясняется двумя причинами:

  • Необходимостью гарантировать то, что  резервные фонды программы ипотечного страхования формируются  за счет доходов от страховых взносов, полностью соответствующих покрываемым рискам, прошедшим надлежащим образом выполненную процедуру андеррайтинга.
  • В случае принятия решения о субсидировании какого-либо риска или принятии на себя определенного вида риска со стороны государства или муниципалитетов, следует оповещать об этом и финансировать эти субсидии в полном объеме в момент принятия этого риска.

Помимо программы ипотечного страхования социальные задачи по повышению доступности жилья могут решаться с помощью иных форм прямого субсидирования заемщиков. Например, одновременно с ипотечным страхованием заемщикам, у которых не хватает средств на оплату первоначального взноса, могут предоставляться единовременные субсидии для оплаты этого взноса. Эта отдельная, вспомогательная по сути, помощь может предоставляться в форме прямых субсидий  или в форме беспроцентных кредитов с правом удержания имущества за долги только в тех случаях, когда заемщик продает, передает или не проживает в приобретенном жилье в течение нескольких лет после получения единовременной субсидии.

Временное или краткосрочное предоставление заемщикам средств для уменьшения их процентных платежей по кредитам хоть и является явно менее желательной формой помощи по сравнению с единовременной субсидией, выплачиваемой в момент передачи недвижимости от продавца покупателю, может также использоваться одновременно с системой ипотечного страхования  в отдельных случаях при определенных обстоятельствах.

Любые виды долгосрочного (многолетнего) субсидирования процентной ставки или субсидии на строительство (субсидирование предложения) должны расцениваться как неприемлемые для страхования ипотечных рисков. 

В заключении, хотелось бы отметить, страхование ипотечных рисков – это всего лишь один, но потенциально важный элемент системы жилищного финансирования, особенно если он претворен в жизнь в нужный момент. Безусловно, жилищное финансирование – это один из мощных факторов, способных стимулировать рост спроса, которому, однако, должен сопутствовать адекватный рост предложения для того, чтобы не допустить инфляции цен на рынке жилья.

Концепция системы страхования кредитного риска (.doc, 98Кб)

Структурное направление: 
Регион: 
Россия

Закрыть