Вы здесь

Административные барьеры при реализации инвестиционно-строительных проектов

Автор: 
Полиди Татьяна Дмитриевна
Содержание: 

Проблема высоких административных барьеров в строительстве в России привлекла особо пристальное внимание высшего руководства страны с момента опубликования в 2009 году результатов субнационального исследования «Ведение бизнеса», проводимого Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. В рейтинге приняли участие 183 страны мира, из которых Россия заняла 178 место по сложности прохождения административных процедур для получения разрешения на строительство.

По результатам исследования «Ведение бизнеса в России – 2012» уровень административных барьеров в крупнейших российских городах существенно различается. Так, в Москве для получения разрешения на строительство необходимо осуществить 47 процедур, потратив на это 392 дня и 171,5% от дохода на душу населения, в то время как в Сургуте для этого нужно лишь 17 процедур, 150 дней и 106,2% от дохода на душу населения. Согласно опросу, проведённому в январе 2010 года Институтом экономики города совместно с Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ), 75,8% опрошенных представителей строительных компаний, реализующих проекты на рынке жилищного строительства, оценивают административные барьеры как «высокие» или «запредельно высокие».

Целью регулирования и администрирования жилищного строительства является контроль со стороны государства и органов местного самоуправления за соблюдением требований по безопасности строительства и публичных интересов, которые должны отражаться в градостроительных требованиях к формированию застройки. Наличие такого контроля справедливо обоснованно с точки зрения благосостояния общества. При этом анализ ситуации показывает, что принятый еще в 2004 году Градостроительный кодекс Российской Федерации, который заложил правовую основу для существенного снижения административных барьеров в строительстве, на практике зачастую просто не соблюдается во многих муниципалитетах.

Оптимальное количество процедур, необходимых для достижения указанной цели, зависит от сложности устройства рынков жилищного строительства, земельных отношений и других факторов. В 2010 году в рамках фундаментальных исследований Научного исследовательского университета – Высшей школы экономики (НИУ- ВШЭ) экспертами Института экономики города был проведен анализ международного опыта организации административных процедур в строительстве.

Анализ показал, что в таких странах, как Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Саудовская Аравия имеется возможность осуществлять контроль за строительством без чрезмерного роста бюрократического аппарата и усложнения его структуры. Неудивительно, что эти небольшие страны являются лидерами межстранового рейтинга «Ведение бизнеса». Вместе с тем большая часть стран с развитой экономикой занимают более скромные места (с 20 по 50) и по абсолютным значениям показателей они существенно отстают от стран-лидеров из-за сложности и неоднородности строительных рынков, требующих большего регулирования по сравнению с «островными» государствами.

Факт того, что Россия находится в самом конце рейтинга, свидетельствует о наличии избыточных административных процедур, а также о низкой эффективности административного регулирования и контроля при реализации проектов жилищного строительства, несмотря на наличие объективных сложностей регулирования жилищного строительства в России. Также в 2010 году по заказу Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках проекта, реализованного Академией народного хозяйства, экспертами Института экономики города было проведено исследование административных барьеров при реализации проектов по комплексному освоению земельных участков в целях жилищного строительства и проектов по строительству объектов коммунальной инфраструктуры.

В рамках исследования были выявлены основные проблемы, связанные с избыточными административными барьерами.

Административные барьеры при реализации инвестиционно-строительных проектов

Структурное направление: 
Город: 
Москва

Закрыть