Вы здесь

Ковидные ограничения в Подмосковье: с граблями наперевес. А.С. Пузанов о возможных последствиях подобных мер

Дата публикации: 25.06.2021

Если власти Московской области приведут в действие меры, которые они анонсировали на этой неделе, прошлогодний локдаун люди будут вспоминать с ностальгией

Однако самое радикальное решение — об ограничениях на транспорте — пока не подписано.

Запрет на пользование общественным транспортом для непрошедших вакцинацию жителей, который власти Московской области намерены, по сообщениям, ввести уже 1 июля, является самой радикальной на сегодня мерой принуждения граждан к прививке от коронавируса.

В столичном регионе, где за минувшие сутки подтверждено 2323 новых случая инфицирования COVID-19 (это самый резкий суточный прирост за полтора года) в этом случае в автобусы и электрички после 1 июля не будут пускать без предъявления QR-кода, выдаваемого после прохождения вакцинации или сдачи ПЦР-теста.

Код можно получить на сайте Госуслуг, но выдается он только после полного вакцинирования. В случае со всеми вакцинами, кроме Спутник-Лайт, это означает, что даже если человек бросится прививаться прямо сегодня, сесть в автобус от дома до работы он сможет минимум через две недели.

Источник Expert.ru в администрации Московской области подтвердил, что распоряжение о введении ограничения на пользование общественным транспортом для непривитых в самом деле "лежит на столе" в областном Минздраве. Однако, по данным источника, на вечер четверга оно не подписано, и его судьба будет зависеть оттого, оказались ли действенными меры по вакцинации владельцев таксопарка, введенные 15 июня.

Когда в Красногорске собираются проверить эффективность предпринятых мер и соответственно подписать или не подписать распоряжение, собеседник Expert.ru сказать затруднился. Однако для принятия того или иного решения у подмосковных властей остается четыре рабочих дня.

Решение о "транспортной блокаде" знаменует новый шаг властей в борьбе не только с коронавирусной инфекцией, но и не в меньшей — если не в большей — степени с экономической активностью населения. Ограничение транспортной доступности в столичном мегарегионе, где только маятниковая миграция составляет, по разным оценкам, от 3 до 5 млн человек в сутки (плюс внутриобластные и внутримуниципальные поездки) означает полный коллапс всей трудовой деятельности, а следовательно, и львиной доли экономической активности.

Даже если жители области под угрозой недопуска в общественный транспорт бросятся в пункты вакцинации, на прививку нескольких миллионов человек понадобятся недели. Сейчас в Подмосковье привиты только 1 млн 240 тысяч человек, то есть 17 процентов населения, которому рекомендована вакцинация. Власти региона ставят задачу вакцинировать 35—40 тысяч человек в сутки. Учитывая, что в области проживает около 4 миллионов человек трудоспособного возраста, выдать им всем QR-коды (читай — пропуска в общественный транспорт, а также в кафе) получится при таких темпах не раньше, чем за два месяца.

Что же касается мер, которые предпринимают власти Москвы и области, то жители агломерации уже назвали их "вакцинным апартеидом".

С граблями наперевес

Если заявление властей о допуске в общественный транспорт по QR-кодам окажется реализовано, оно приведет к цепной реакции с катастрофическими последствиями не только для экономики, но и для охраны здоровья, опасается генеральный директор Института экономики города Александр Пузанов.

"Надо сначала достичь определенного уровня вакцинирования и только после этого вводить ограничения для невакцинированых, но никак не в обратной последовательности, — предупреждает он. — Ограничения должны распространяться на меньшинство, а не на большинство".

Продвижение превентивного варианта ограничений приведет к результатам, которые будут хуже тех, которые были бы получены, если бы ничего не предпринималось вовсе. В качестве примера он приводит ситуацию с требованием предъявления кодов для посадки в транспорт при отсутствии объяснения того, как эти коды будут считываться.

"Если предположить, что эта обязанность ляжет на водителей автобусов, то проверка пассажиров, особенно в часы пик, сделает каждую остановку борьбой за выживание. Мы это уже видели, когда так пытались контролировать пассажиров в метро. Сейчас в часы пик на турникетах подмосковных электричек приходится стоять в очереди по десять минут, чтобы просто через них пройти. Если к этому добавится еще контроль кодов, очереди удлинятся еще на столько же", — предупреждает он не наступать повторно на те же грабли.

Весьма вероятно при этом, предвидит Пузанов, что водители будут проверять коды с той же тщательностью, с которой охранники в торговых центрах измеряют сегодня температуру у входящих — просто механически взмахивая тепловизорами, даже не глядя на цифры. Так или иначе, защитная функция всех ограничений превращается в фикцию, и власти не могут про это не знать. Что, впрочем, не отвращает их от принятия новых, столь же неисполнимых, решений.

"Никакие решения, затрагивающие миллионы людей, нельзя принимать административным указанием, — напоминает эксперт. — Сначала необходимо создать инфраструктуру, способную обрабатывать последствия таких решений, а не строить дом с крыши. Кто-нибудь, вообще, просчитывал, можно ли эти требования выполнить без того, чтобы не ввергнуть регион в логистический коллапс?"

Он добавляет: еще одним, со всех сторон негативным последствием допуска в общественный транспорт по QR-кодам будет то, что часть населения снова пересядет на личные автомобили. То есть, одним махом будут сведены на нет многолетние усилия самих же властей по минимизации поездок на личных авто.

 

Статья целиком на сайте Expert.ru от 24 июня

Фото Сергей Карпухин/ ТАСС

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть