Вы здесь

А.С. Пузанов: Меры социально-экономической поддержки в условиях пандемии - взаимодействие регионов и муниципалитетов

Дата публикации: 25.04.2020

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации постепенно переходят к разработке и реализации мер по поддержке малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавшего в результате действия противоэпидемических ограничений. Мониторинг, проводимый Институтом экономики город, показал, что по состоянию на 21 апреля соответствующие нормативные правовые акты приняты в 35 субъектах РФ[1].

Решения в этой сфере, принимаемые на региональном уровне, как правило, содержат и различной степени "жесткости" рекомендации органам местного самоуправления принять соответствующие меры в рамках своих полномочий. Такие рекомендуемые меры варьируют от формирования организационных структур поддержки хозяйствующих субъектов до предоставления конкретных льгот (иногда – с указанием желательных объемов предоставления льгот). Рекомендуемые (предписываемые) льготы чаще всего имеют форму отсрочек по арендным и налоговым платежам в местные бюджеты, но также встречаются рекомендации снизить корректирующий коэффициент для исчисления единого налога на вмененный доход[2], уменьшить размер арендной платы за пользование объектами муниципального имущества и снизить ставки местных налогов.

При этом характер участия субъекта РФ в финансировании рекомендуемых к принятию на местном уровне мер разнится. Так, Указом губернатора Нижегородской области от 7 апреля 2020 г. № 53 (ред. от 11.04.2020) "О мерах поддержки организаций и лиц, пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)"[3] органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области предписано образовать комиссии по оказанию мер поддержки хозяйствующим субъектам, пострадавшим от распространения инфекции, и возложить на них полномочия по определению конкретных субъектов бизнеса, нуждающихся в поддержке. На предоставление финансовой помощи субъектам бизнеса, определенным комиссиями, органам местного самоуправления будут выделены субсидии из областного бюджета[4].

Утвержденный распоряжением губернатора Свердловской области от 7 апреля 2020 г № 71-РГ "План первоочередных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV)" содержит комплекс мер организационной, налоговой, финансовой, имущественной и административной поддержки хозяйствующих субъектов. Ответственными исполнителями отдельных мер поименованы органы местного самоуправления муниципальных образований региона (с указанием "по согласованию"). В числе мер поддержки присутствуют, в частности:  "рассмотрение возможности предоставления субъектам МСП … отсрочки внесения арендной платы по договорам аренды находящихся в муниципальной собственности объектов недвижимого имущества до 30 ноября 2020 года", "перенос срока уплаты авансовых платежей по налогам в рамках полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований" и пр. Это означает выпадение доходов муниципальных образований. При этом финансирование выпадающих доходов муниципальных образований из областного бюджета не предусмотрено.

Постановлением губернатора Самарской области от 8 апреля 2020  г. № 77 "О первоочередных мерах поддержки субъектов предпринимательства в Самарской области, оказавшихся в зоне риска в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Самарской области" органам местного самоуправления рекомендовано реализовать комплекс мер поддержки в рамках своей компетенции. В данном случае использована рекомендательная форма, но состав мер шире, чем в упомянутых выше правовых актах. Меры включают в себя не только отсрочки по арендным платежам, но и снижение корректирующего коэффициента (К2) для исчисления единого налога на вмененный доход и установление налоговых льгот по земельному налогу для малого и среднего бизнеса, оказавшегося в зоне риска (без уточнения характера этих льгот).

Указ губернатора Псковской области о 19 марта 2020 г. № 33-УГ (ред. от 08.04.2020) "О первоочередных мероприятиях по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в отраслях экономики, оказавшихся в зоне риска в связи с осуществлением мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" идет еще дальше и содержит конкретные рекомендации органам местного самоуправления по объему льгот хозяйствующим субъектам. Так, рекомендуется снизить в два раза корректирующий коэффициент базовой доходности К2, применяемый для исчисления ЕНВД, а размер арендной платы за пользование объектами муниципального имущества (за исключением земельных участков) – на 90 процентов и не менее чем на 3 месяца.

Важно отметить, что в ряде регионов муниципалитеты не пассивно следуют в фарватере региональных мер, а выступают с опережающими инициативами в рамках своих полномочий. К примеру, решением муниципалитета города Ярославля от 17 апреля 2020 г. № 359 "Об отдельных мерах поддержки субъектов предпринимательской деятельности" ряду субъектов малого бизнеса были предоставлены отсрочки по платежам в местный бюджет. В частности, не менее чем на 5 месяцев предоставлена отсрочка по платежам за право на размещение нестационарных торговых объектов и кафе летнего типа, за пользование городским рекламным местом и за право на заключение договора на установку и эксплуатацию наружной рекламы. При этом на областном уровне комплекс мер поддержки предпринимательства только запускается: 23 апреля губернатор Ярославской области внес в областную думу проект закона, в соответствии с которым предприятия отраслей сферы услуг, официально признанных пострадавшими, получат льготы по уплате ряда региональных налогов (транспортного, налога на имущество и налога для предприятий по упрощенной системе налогообложения)[5].

Большую оперативность в части мер поддержки бизнеса по сравнению с региональными властями проявили и некоторые муниципальные образования, не являющиеся центрами субъектов РФ. Так, в Первоуральском городском округе (Свердловская область) меры поддержки малого и среднего бизнеса в связи с коронавирусом были утверждены решением городской Думы от 3 апреля 2020 г. № 284 "Об оказании мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Первоуральск". В частности, местным предпринимателям до конца 2020 года предоставлена отсрочка по платежам за аренду муниципального имущества и по договорам на право установки и эксплуатации рекламных конструкций и нестационарных торговых объектов. При этом все меры носят заявительный характер и будут применяться только к тем, кто обратился за поддержкой[6]. На областном уровне, как отмечено выше, План первоочередных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, оказавшихся в зоне риска, был принят позднее –7 апреля.

В Тольятти дополнительные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства были приняты еще в конце марта (более чем за неделю до утверждения комплекса аналогичных мер на уровне Самарской области). В соответствии с постановлением Администрации городского округа Тольятти № 986-п/1 от 31 марта 2020 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям была предоставлена отсрочка по уплате  арендной платы по договорам аренды муниципального имущества и земельных участков, начисленной за апрель, май и июнь 2020 года.

В целом по стране достаточно примеров демонстрации взаимной заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в нормализации ситуации в уязвимых сферах экономической деятельности. Однако, потенциал для государственно-муниципального взаимодействия в этой области пока реализуется не в полной мере: "вертикальные" форматы взаимодействия превалируют над "кооперативными". При этом предписания органам местного самоуправления оформляются в форме рекомендаций или поручений "по согласованию" – региональные власти избегают формулировок, которые могут быть интерпретированы как нефинансируемые государственные мандаты.  

 

 

 

[3] Здесь и далее: источником информации о содержании правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является база данных "Консультант Плюс".

[4] Финансовая помощь работодателям определяется из расчета 13942,53 рубля в месяц и суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное страхование, обязательное медицинское страхование на каждого работника в зависимости от режима налогообложения работодателя в отношении не более 50% численности работников. Самозанятым гражданам устанавливается оплата в размере 13942,53 рубля в месяц.

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть