Вы здесь

Т.Д. Полиди: Москва сильно опережает другие города по объему бюджетных инвестиций и бюджетных расходов в сфере благоустройства и развития транспортной инфраструктуры

Дата публикации: 11.06.2019

Москва до самых до окраин

Российские города почти десятилетие копируют некоторые идеи столичной урбанистики. Делать это повсеместно мешают скромные финансовые возможности многих регионов.

Москва сильно опережает другие города по объему бюджетных инвестиций и бюджетных расходов в сфере благоустройства и развития транспортной инфраструктуры, объясняет состояние дел исполнительный директор фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди. «В расчете на душу населения в столице они практически в 50 раз выше, чем в любом другом российском миллионнике. Разрыв со средними или малыми городами еще больше», — добавляет эксперт.

Все цветут и хорошеют 

Один из главных опытов столицы, который заслуживает внимания и копирования, по словам председателя совета директоров консалтинговой компании RRG Дениса Колокольникова, — это благоустройство улиц и создание креативных общественных пространств. «В регионах пытаются брать пример с Москвы. Если обобщить, то в основном это касается улучшения визуального облика городской среды, формирования разнообразия общественных пространств, пешеходных зон с разными сценариями досуга, расширения спектра общественно-деловой инфраструктуры, вопросов благоустройства популярных территорий, в частности исторических центров городов», — подтверждает генеральный директор агентства стратегического развития «Центр» Сергей Георгиевский.

В Москве уже более пяти лет реализуется ряд городских программ по благоустройству улиц, дворов, парков, набережных рек и водоемов, которые в последние годы актуализировались и дополнялись. Тогда же аналогичные проекты стали появляться и в регионах. К примеру, в 2015 году подмосковными градостроителями были разработаны современные урбанистические концепции 57 муниципальных образований Московской области. Уже в 2016 году современные общественные зоны появились в центральной части Бронниц, Дзержинского, Каширы, Шатуры, Жуковского. Сегодня многие планы реализованы и в других городах. Сейчас соответствующая работа в Подмосковье продолжается в рамках профильной региональной госпрограммы на 2018–2022 годы.

Другой пример. В том же 2015 году вслед за московской программой реконструкции набережных Москвы-реки в Казани был объявлен конкурс на проекты реновации территорий системы главных городских озер Кабан — с созданием развитых туристических и рекреационных зон вокруг водоемов. Победителем стал российско-китайский консорциум Turenscape + MAP с концепцией «Эластичная лента». Проект реализуется в несколько этапов. В частности, в этом году планируется благоустройство второй части набережной озера Нижний Кабан.

В начале прошлого года правительство приняло постановление о запуске приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», предусмотрев выделение из своего резервного фонда 5 млрд руб. для благоустройства территорий в 80 малых городах и исторических поселениях. «Можно сказать, что московские проекты подвигли федеральные власти на запуск программы по формированию комфортной городской среды в ряде российских городов, у которых денег на это в отличие от самой Москвы нет», — говорит Татьяна Полиди. В марте этого года Министерством строительства был составлен рейтинг регионов по реализации этого приоритетного проекта в 2018 году. Лидером стала Московская область. Второе место заняла Тульская область, третью строчку разделили Калужская область и Красноярский край. В рейтинге не участвовали Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область и Ямало-Ненецкий автономный округ, которые благоустраивают свои территории по своим программам и за свой счет.

Для малых городов новые форматы, связанные с развитием городской среды, чрезвычайно важны. «Они преображают малые города, способствуют развитию туризма, формируют новые культурные инициативы. Самобытная культура становится драйвером социально-экономических процессов и новой городской экономики», — говорит Сергей Георгиевский. В качестве успешных примеров реализации соответствующих проектов эксперт приводит социокультурные инициативы «Сад размышлений» в Свияжске, фестиваль деревянной скульптуры «Оживающая история» в Тотьме, Плесский анимационный фестиваль, произведения городского стрит-арта от местных художников в Выксе, Ярославле, Невьянске и пр.

Каждому свое 
Из Москвы в регионы транслируются и некоторые градостроительные решения, в том числе и те, которые, по мнению специалистов, многим городам, особенно не крупным, не подходят. Это, в частности, касается высотного строительства и плотности застройки. «Наиболее очевидный тренд, распространившийся из крупных агломераций на населенные пункты поменьше, — многоэтажное строительство. Там, где земля дорогая, это имеет смысл. Но где-то новые микрорайоны с плотной многоэтажной застройкой можно наблюдать практически в чистом поле. Это выглядит очень странно», — отмечает заместитель генерального директора фи-девелоперской компании «Kaskad Недвижимость» Ольга Магилина.

Напомним, что городами, где в XXI веке вслед за Москвой стало активно вестись высотное строительство, являются Екатеринбург, Санкт-Петербург, Грозный, Сочи, Ханты-Мансийск, Казань, Красноярск и др. В качестве примеров малых городов, где строятся многоэтажки, можно привести спутник Новосибирска — наукоград Кольцово. «Я убежден, что с точки зрения градостроительства небольшим городам за опытом к Москве обращаться не стоит. Столица имеет плотную застройку уже много десятилетий, и это накладывает ряд ограничений, с которыми здесь приходится считаться. При этом в большинстве других городов — областных и районных центрах России — такой проблемы нет. Там гораздо больше свободы для реализации альтернативных решений», — считает учредитель и руководитель архитектурной группы Rehouse Александр Петров. У Москвы, по его словам, провинциальным городам можно заимствовать архитектурные и фасадные решения отдельных зданий, современные концепции организации микрорайонов — «город в городе», «двор без машин».

Татьяна Полиди, в свою очередь, негативно оценивает распространение в регионах московского опыта строительства комплексов апартаментов: «Это нежилые здания, которые незаконно продаются как жилье. И это, на наш взгляд, плохая практика. Но она, увы, также перенеслась в некоторые крупные российские города».

К градостроительным инициативам, которые в масштабах нашей страны зародились в Москве и имеют перспективы распространиться в регионы, можно отнести программу реновации устаревшего жилищного фонда. В Москве снос пятиэтажек с расселением жильцов в новые дома ведется со времен экс-мэра Юрия Лужкова и на текущем этапе продолжается в формате программы «Реновация», запущенной в 2017 году. В 2018-м депутатами Госдумы РФ Сергеем Мироновым и Галиной Хованской был предложен законопроект о распространении подобных программ на всей территории РФ. Пока он не получил дальнейшего хода. Замглавы Минстроя РФ Дмитрий Волков в начале этого года заявил, что вопрос не снят с повестки дня, но решение о тиражировании опыта в субъекты РФ будет приниматься только после анализа результатов реализации московской программы.

Парковки, «цифра», сервис 

Еще одна новация Москвы, которую заимствуют некоторые регионы, — платные парковки. «Проблема хаотичной парковки и возникающих в связи с этим пробок характерна для любого российского миллионника. Во многих российских городах раньше боялись вводить платные парковки, но когда увидели позитивный опыт Москвы, то стали внедрять это решение у себя и в целом начали систематизировать парковочное пространство», — замечает Татьяна Полиди. Сегодня подобная практика введена в Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде, Рязани, Туле и еще 13 городах России. В конце мая Московская областная дума приняла в трех чтениях закон, который регламентирует введение платных парковок в Подмосковье. Как уверена Татьяна Полиди, аналогичная практика будет неминуемо распространяться и на других территориях.

Впрочем, отношение к этой московской инициативе не у всех экспертов однозначное. «Конечно, развитие платных парковок — это тоже в определенной степени урбанистическое решение. Но насколько оно удачное? В основном оно реализуется за счет существующей улично-дорожной сети. Новых парковочных пространств, по сути, не создается», — отмечает Денис Колокольников.

К попытке решения транспортных проблем также можно отнести развитие системы каршеринга, которое в России началось с Москвы, а затем распространилось на другие города, в частности Санкт-Петербург, Екатеринбург, Сочи, Краснодар, Уфу, Ростов-на-Дон.

В части развития городских сервисов Москва, как напоминает Татьяна Полиди, была первой по внедрению многофункциональных центров госуслуг — МФЦ «Мои документы»: «В дальнейшем этот формат, который очень положительно оценивается гражданами, получил развитие в других городах». Также столица, по ее словам, занимает лидирующие позиции по переводу разрешительных процедур в строительстве в электронный вид, и многие города и регионы перенимают эту практику.

Впрочем, в плане цифровизации городской инфраструктуры некоторые города и регионы по отдельным направлениям обгоняют Москву. К примеру, в столичном метро только недавно появилась возможность оплатить проезд бесконтактным способом со своего банковского счета с помощью кредитной карты. А в городах Подмосковья и Оренбурге таким образом можно оплатить поездки в любом общественном транспорте. Лидером же выступает Нижний Новгород, где ежемесячно, по данным компании «Ситикард», таким способом оплачивается более 3,5 млн поездок.

Заимствование и идентичность 

Москва действительно является законодателем мод для остальных российских городов, говорят урбанисты. Во многих из них жители и представители власти определяют свои желания так: «Хотим как в Москве!» «При этом зачастую не принимаются в расчет различия в численности населения, величине городского бюджета и природно-климатических условиях. Фактор уникальности и самобытности каждого типа общественных пространств и участков территории городов часто выпадает из числа приоритетов. Сохранение «городского непримечательного», то есть уникальных деталей среды, пейзажных особенностей территории, местных традиций и укладов жителей, развитие локальной экономики, индивидуализация культурно-событийной программы — вот что позволяет сохранить идентичность малых городов», — говорит Сергей Георгиевский.

Эксперт отмечает, что, копируя некоторые московские тренды, можно не отклоняться от перечисленных условий. В качестве примеров удачной интерпретации столичного опыта на основе собственной идентичности он называет градостроительные стратегии таких малых городов, как Дербент, Полярные Зори, Советск, Верхняя Тура, Нурлат, Торжок. «В этих городах используется комплексный подход, позволяющий системно рассматривать вопросы формирования транспортной и инженерной инфраструктуры, малого бизнеса, туристических маршрутов, сохранения исторических и социокультурных ценностей территории, вовлечения жителей для решения вопросов развития тех или иных локаций», — уточняет Сергей Георгиевский. 

РБК+ от 6 июня 

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть