Вы здесь

Выход из режима самоизоляции: дифференциация региональных подходов

Дата публикации: 15.05.2020

Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)") (далее – Указ № 316) органы государственной власти субъектов Российской Федерации получили право самостоятельно определять содержание дальнейших ограничительных мер по борьбе с пандемией и сопутствующей ей рецессией. Это касается в числе прочего и срока действия режима обязательной самоизоляции[1] для граждан.

Анализ правовых актов, принятых на региональном уровне во исполнение Указа № 316, и сообщений СМИ на эту тему по выборке из 39 субъектов РФ показывает, что в целом региональные руководители склонны проявлять разумную осторожность в плане снятия ограничений. К настоящему времени лишь немногие субъекты РФ (5 из рассмотренных 39) приняли решение о сворачивании режима самоизоляции. Сворачивание в данных случаях означает перевод режима самоизоляции из обязательного в рекомендательный, что юридически оформляется как внесение изменений в ранее принятые правовые акты, регулирующие режим самоизоляции.

В Республике Татарстан и Смоленской области самоизоляция получила рекомендательный характер с 12 мая, в Новгородской области – с 8 мая (т.е. еще до истечения срока реализации мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 294 "О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)").

Кроме того, в отдельных регионах (Тверская, Тульская области) режим самоизоляции изначально был установлен в мягкой (рекомендательной) форме и не ужесточался.

Некоторые субъекты РФ по примеру ряда европейских стран, выходящих из режима карантина, избрали компромиссный вариант: не полностью перевели самоизоляцию в рекомендательный формат, а смягчили ее условия для отдельных категорий граждан. Так, в Республике Башкортостан лицам старше 65 лет и/или страдающим хроническими заболеваниями с 12 мая разрешено выходить на улицу с 6:00 до 18:00, школьникам – с 14:00 до 20:00. В остальное время для этих категорий сохраняется запрет на передвижение[2].

Распространен также пространственно дифференцированный подход, в соответствии с которым отмена или смягчение ограничений на передвижение граждан касаются не всей территории региона, а отдельных муниципальных образований в зависимости от эпидемиологической обстановки в них (или же, напротив, в отдельных муниципальных образованиях ограничения сохраняются на фоне общего послабления).

Так, в Смоленской области на фоне перевода ограничений в рекомендательный режим по области в целом были сохранены ограничения на въезд (выезд) на территорию муниципального образования "город Десногорск" для граждан, не имеющих местной регистрации[3]. В Новосибирской области[4] для областного центра г. Новосибирска установлен более строгий режим ограничений по сравнению с прочими муниципальными образованиями (в частности, там, в отличие от остальной территории области, приостановлена работа рынков). В семи районах Сахалинской области, где не выявлены случаи заболевания коронавирусом, планируется возобновить очное обучение в школах и работу детских садов[5] . В Республике Саха готовится снятие режима обязательной самоизоляции для удаленных сельских территорий с нулевой заболеваемостью коронавирусом. При этом на отдельных территориях республики, где выявлены очаги инфекции, сохраняется строгий карантин[6].

Большинство же субъектов РФ (87% из рассмотренной выборки) в период после 11 мая либо приняли решение о продлении режима самоизоляции путем внесения изменений в действующие правовые акты, либо сохранили в силе ранее установленные сроки действия данного режима.

Чаще всего режим продлевался на неопределенный срок, до соответствующего распоряжения главы региона (таких регионов 9, или 23% выборки). В тех случаях, когда устанавливалась конкретная дата окончания режима самоизоляции, чаще всего в качестве таковой избиралось 31 мая или 1 июня. Единственный регион из выборки, продливший режим на более поздний срок, а именно до 1 июля – Вологодская область. Но в целом набор дат, установленных либо сохраненных неизменными в качестве срока окончания режима самоизоляции в субъектах РФ весьма широк: 25 мая (Магаданская область), 23 мая (Краснодарский край), 18 мая (Самарская область), 17 мая (Республика Хакасия, Оренбургская область), 15 мая (Псковская, Ульяновская области).

Четкой корреляции между официально регистрируемым уровнем зараженности на территории и строгостью ограничительных мер не прослеживается. С одной стороны, многие регионы с относительно низким (менее 3 промилле) уровнем зараженности (Амурская, Иркутская, Сахалинская области) сохранили либо продлили режим самоизоляции. С другой стороны, есть примеры регионов, снимающих либо существенно ослабляющих режим, несмотря на довольно высокие показатели зараженности – Мурманская, Новгородская, Смоленская области, Республика Татарстан.

 

[1] Под режимом обязательной самоизоляции подразумеваются введенные региональными правовыми актами ограничения на передвижение граждан (запрет на покидание мест проживания, за исключением специально оговоренных случаев).

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть