Вы здесь

Разработка компьютерных информационно-аналитических моделей

В 2004-2005 годах экспертами Института экономики города была разработана серия компьютерных информационно-аналитических моделей (в дальнейшем систем) для анализа бюджетов муниципальных и региональных образований на территории РФ.

Разработанные системы обладают простотой использования, наглядностью представления выходных данных и требуют минимальной компьютерной подготовки от их пользователей. Внедрение этих систем в рамках пилотных проектов показало заинтересованность сотрудников экономических, финансовых департаментов и органов государственной власти в их дальнейшем развитии, совершенствовании существующих и добавлении новых модулей в ранее созданные модели. Вместе с тем, регулярно возникает необходимость в модификации разарботанных моделей, в связи с меняющимся законодательством  и, как следствие этого, необходимостью изменения методического наполнения систем.

Модель "Анализ муниципального бюджета"

Разработка новых модулей, а также совершенствование и модификация существующих модулей в моделях анализа муниципальных и региональных бюджетов.

  1. Разработка модуля прогнозов доходов и расходов бюджета на основе существующих методик с использованием эконометрических моделей. Прогнозирование налоговых доходов, неналоговых доходов (без приватизации) будет производиться на основе анализа временной регрессии. Прогнозирование текущих расходов будет осуществляться методом «от достигнутого» с учетом инфляции и роста населения. Решение этой задачи позволит промоделировать структуру доходов и расходов бюджета на будущие периоды при различных экономических условиях в абсолютных и относительных единицах (в рублях, долларовом эквиваленте, в ценах 1999 г).
  2. Разработка модуля сравнения муниципального образования с другими муниципальными образованиями, а также со средним по России и по области по бюджетным и социально-экономическим показателям.
  3. Доработка модуля «Анализа социально-экономического развития». В модуль предполагается добавить индикаторы, отражающие социально-экономическое развитие области или муниципального образования. Индикаторы должны быть разработаны совместно со специалистами в области социально-экономического развития и обсуждены с экономическими департаментами Администраций городов и регионов, с которыми будет согласовываться эта работа.
  4. Разработка блока прогнозирования займов и инвестиций. Данный блок позволит спрогнозировать капитальный бюджет города (бюджет развития).  Блок позволит представить информацию о капитальных доходах бюджета, займах и инвестициях в рамках единой заемно-инвестиционной системы. Цель разработки данного блока - выполнение функций прогнозирования и финансового анализа состояния заемно-инвестиционной системы.
  5. Формирование  перспективного  финансового плана муниципального образования на основе блоков прогнозирования доходов и расходов бюджета, а так же блока прогнозирования займов и инвестиций.
  6. Разработка дополнительных форм с графическим представлением выходной информации, для формирования различных отчетов (не менее 4).
  7. Модификация систем в соответствии с новыми требованиями к их методическому и информационному содержанию. Предполагается сделать группировки по укрупненным статьям, модифицировать классификаторы в связи с изменившимся законодательством. В результате появится возможность экспресс-анализа бюджета по основным индикаторам для города.
  8. Установка модели «Анализ и прогнозирование муниципального бюджета» в двух муниципальных образованиях и проведение обучения сотрудников и технического персонала Администраций выбранных муниципалитетов.
  9. Разработка обучающей программы для служащих муниципалитетов по работе с моделью «Анализа и прогнозирования муниципального бюджета».
  10. Модификация ролика о модели «Анализ и прогнозирование муниципального бюджета» для использования его в Интернете в рамках работы с Ассоциациями городов.

Система должна обеспечивать

Возможность ввода исходных данных накопленным итогом, на первое число каждого месяца определенного года путем ручного ввода с клавиатуры компьютера или стандартных операций импорта/экспорта, предусмотренных программной оболочкой Microsoft Office. Предполагается использовать массив данных с 1999 по 2005 годы. В качестве базового года принять 1999 г.. Возможность подключения/отключения разрабатываемых в настоящем проекте модулей без нарушения целостности модели. Возможность получения выходных данных в виде графиков.

Требования к компьютеру

  • PC-совместимый
  • Операционная система Windows 2000/XP
  • Программная оболочка Microsoft Office XP
  • Разрешение экрана 1024х768

В 2004-2005 гг. было осуществлено развитие модели с учетом изменений налогового и бюджетного законодательства, дальнейшее распространение модели через ассоциации МО, НП "Сообщество финансистов России" администрации городов и сопровождение для городов, уже использующих модель.

Модель "Межбюджетные отношения"

Направление муниципальных финансов и межбюджетных отношений разработало алгоритм формирования межбюджетных отношений между регионом и муниципалитетами и компьютерную программу в Excel, позволяющую определять оптимальное соотношение средств, передаваемых в бюджеты муниципальных образований в виде налогов и в виде дотаций на выравнивание, и единые нормативы отчислений, по которым доходы регионального бюджета от региональных и федеральных налогов зачисляются в бюджеты муниципальных образований.   Программа позволяет в интерактивном режиме исследовать влияние параметров межбюджетного регулирования на бюджетную обеспеченность муниципалитетов.

Доля консолидированного бюджета региона, передаваемая в бюджеты муниципальных образований в виде налоговых доходов, устанавливается так, чтобы оставшаяся часть позволила выровнять бюджетную обеспеченность всех муниципалитетов до заданного уровня. Определяется зависимость между долей, поступающей в виде отчисления от налогов, и заданным уровнем минимальной бюджетной обеспеченности.

Для чего выполняются следующие шаги:

  • Ранжирование налогов для каждого МО.
  • Ранжирование налогов для области в целом.
  • Установление верхних и нижних границ для самых значимых налогов.
  • Расчет налоговых доходов муниципалитетов.
  • Расчет трансфертов.

При построении модели были использованы фактические данные бюджетной отчетности муниципальных образований Тульской области по договоренности с Комитетом по экономике Тульской области.

Модель была представлена на совещании в г. Туле 07 октября 2003 года, в г. Чебоксары 31 октября 2003 года, на семинаре для руководителей финансовых органов муниципальных образований Калининградской области 04 ноября 2003 года.

Структурное направление: 
Год начала: 
2003
Год окончания: 
2005

Закрыть