Вы здесь

Эксперты объяснили, какие опасности таит единая платежка ЖКХ. И. В. Генцлер о предлагаемой инициативе

Дата публикации: 18.01.2023

Подводные камни предложения Минстроя: "Технические сбои неизбежны"

Из года в год власти пытаются сделать систему ЖКХ в России прозрачнее. На этот раз Минстрой предложил внедрить "единые платежные документы с использованием индивидуальных и общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов". Идея заключается в том, чтобы все платежные документы по всей стране выставлялись через государственную информационную систему ЖКХ (ГИС ЖКХ). В ведомстве считают, что это поможет потребителям: станет понятно откуда появилась та или иная сумма. Между тем эксперты сомневаются в необходимости такой модернизации. Хранить столь большой массив данных на одной платформе опасно: от технических сбоев никто не застрахован.

Сегодня существует много вариантов, как выставить платежи жильцам. Если управляющая организация не пользуется услугами единого расчетного центра, она сама выставляет по утвержденной форме платежный документ, в котором отображены все оказанные услуги. Есть другой вариант, когда управляющие организации или ресурсники предоставляют информацию в расчетный центр, который объединяет все полученные данные и в виде платежного документа пересылает их потребителям. Сейчас Минстрой предложил объединить все данные на федеральной площадке ГИС ЖКХ.

Конечно, с точки зрения потребителя, это удобнее: чем меньше приходит платежек, тем проще ориентироваться, говорит первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. "Получили один документ и сразу его оплатили, — продолжает он. — Это наглядно показывает, сколько потребитель должен государству. При формировании единого платежного документа, вполне возможно, что госорганам будет проще администрировать коммунальные платежи и видеть, сколько в целом платится за весь комплекс услуг ЖКХ, и делать из этого определенные выводы".

Эксперт Народного фронта, член Общественного совета федерального проекта "Школа грамотного потребителя" Павел Склянчук подчеркивает, что квитанции - это не просто счет за свет и тепло, а ценная информация о нуждах граждан об объемах потребления коммунальных ресурсов. Эти данные могут лечь в основу, например, формирования социальных тарифов. Кроме того, в нынешнем виде квитанции написаны для бухгалтерии, а не для людей. Мелкий шрифт, аббревиатуры, и прочая малоинформативные данные.

"Мало того, что люди недовольны суммами, так еще им непонятно, за что платят, — продолжает собеседник "МК". — Сегодня в регионах развивается модель расчетных центров, которые выступают платежными агентами. Но инфраструктура ГИС ЖКХ позволяет аккумулировать платежи и выставлять их в электронном виде в личном кабинете пользователя. Это удобно и должно стать бесплатно. Поэтому Минстрой говоря об единых платежках, продолжает цифровую трансформацию сферы ЖКХ".

По сути дела предложение Минстроя состоит только в том, чтобы сделать ГИС ЖКХ местом общего сбора данных с поставщиков услуг со всей страны, разъясняет директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер. Уже на этой площадке будет формироваться квитанция в электронном виде

"С одной стороны, само желание сделать ГИС ЖКХ центром сбора данных - это эдакое стремление к гигантомании. На самом деле проблемы, связанные с платежами очень локальные. Число технически возникает вопрос: почему должна быть одна общероссийская площадка? Это же безумный поток информации. За этими данными каждый месяц в одни и те же даты будут заходить люди со всей страны. Чем больше система, тем больше вероятность сбоев. Между тем, сейчас есть локальные сервисы, к которым уже привыкли местные жители. Вопрос требует серьезного обоснования", — заключает эксперт.

 

"Московский Комсомолец" от 16 января

Фото Екатерина Шлычкова

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть