Государственная Дума предложила внести в федеральный бюджет расходы на замену лифтов
Директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер считает, что проблема с финансированием замены лифтов стоит очень остро:
— Эта проблема касается не только тех домов, капитальным ремонтом которых занимаются региональные операторы, но и домов со специальными счетами. Даже независимо от того, насколько экономически обоснован или не обоснован размер взноса на капитальный ремонт, если в доме несколько лифтов, то при любом размере взносов накопить в достаточно короткий срок нужную сумму, чтобы профинансировать эту замену лифтов, действительно практически невозможно, — сообщила Генцлер.
Эксперт считает, что решением может быть комплексное финансирование:
— Понятно, что часть — это обязательно средства людей за счет взносов, которые они выплатили в течение ряда лет и накопили определенную сумму. Для таких дорогих и жизненно важных вещей как лифт была бы хороша бюджетная субсидия, хотя бы в каком-то размере. И третий источник — это кредиты. Когда люди потом за счет этих обязательных взносов в течение ряда лет часть заемных денег возвращают, а живут с отремонтированным лифтом.
По словам Генцлер, кредитная составляющая на данный момент никак не обсуждается.
— Если говорить о региональных операторах, то там действительно и бюджет деньги вкладывает. Региональный оператор, как очень большое юридическое лицо с достаточно понятным и большим финансовым потоком, может взять кредиты или действительно через схему факторинга эти лифты установить. А вот дома со специальными счетами, конечно, остаются в стороне. Одна только субсидия вместе с накоплением вопрос тоже не решит. Кредит обязательно нужен. Отработка механизма кредитования капитального ремонта именно на примере лифтов, как самой дорогой, самой нужной, востребованной работы — это, наверное, чрезвычайно актуальная задача.
По словам эксперта, комиссия по ЖКХ Общественного совета при Минстрое пару недель назад рассматривала вопрос о кредитовании капремонта, было принято решение собрать все предложения от экспертов:
— Институт экономики города в свое время разработал законопроект о том, какие условия нужно создать, какие изменения в жилищный кодекс внести, чтобы это кредитование стало возможным, поступили предложения от банков, как можно организовать эту схему кредитования. Проблема обсуждается, но уже с достаточным запозданием, осталось сравнительно немного времени. Фактически это 2024 год и начало 2025 года, когда начинают действовать требования технического регламента Таможенного союза о том, что лифты, которые отслужили свой срок эксплуатации, должны быть заменены. По техническому регламенту срок эксплуатации лифта — 25 лет. Конечно, когда лифт начинает подходить к этому сроку, должно пройти освидетельствование лифта. И, возможно, если его нормально эксплуатировали, вовремя ремонтировали, то еще на год, два, три может быть и продлен срок эксплуатации, если лифт находится в нормальном состоянии.
Ирина Генцлер также отметила, что часто лифт должен быть действительно остановлен:
— Для граждан — это колоссальная проблема, потому что много людей в возрасте уже и с ограниченной мобильностью. Жить в многоэтажном доме без лифтов невозможно. Проблема сейчас в том, что около 16% домов в региональных программах выбрали способ — специальный счёт. И на эти специальные счета за почти 10 лет, которые люди уплачивают взносы, все время поступали деньги. Дома со специальными счетами очень мало денег расходуют на проведение капитального ремонта, потому что просто накоплений у каждого отдельного дома не хватает. Но если взять в совокупности все специальные счета в стране, то у них сейчас остаток на счетах больше 250 миллиардов рублей, это очень большие деньги. И эти деньги, находясь в банках, работают на любые другие сферы, на торговлю, строительство, на что угодно, на что банк дает кому-то кредиты, но эти деньги не работают на капитальный ремонт, — подчеркнула Генцлер.