Эксперты объяснили неравномерный рост тарифов ЖКХ и рассказали, как сэкономить на их оплате
Повышение тарифов ЖКХ с 1 июля давно уже вошло в привычку для россиян. Но в июле 2025-го нашим согражданам придется столкнуться с рекордным за последние годы ростом стоимости жилищно-коммунальных услуг: в среднем по стране — на 11,9%, а в отдельных регионах — свыше 20%. Это повышение, которое власти называют "инвестиционно необходимым", происходит на фоне замедления инфляции и стагнации доходов населения.
Почему тарифы растут опережающими темпами? Кто определяет, сколько платить за свет и воду в каждом регионе? Как защитить семейный бюджет от резкого скачка расходов? Об этом "МК" рассказали эксперты: член экспертного совета по ЖКХ при Комитете Госдумы по строительству и ЖКХ Павел Склянчук, руководитель проекта Направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Игорь Колесников и руководитель направления правового сопровождения споров в сфере ЖКХ Московской коллегии адвокатов "Яковлев и Партнеры" Сергей Сергеев.
"Приходится мириться с ростом цифр в платежках"
— Зачем вообще нужна традиционная июльская индексация тарифов на ЖКХ? Откуда взялась эта практика, как она формируется и кому она выгодна?
Колесников: — Индексация в нынешнем виде появилась в 2014 году, когда были внесены изменения в Жилищный кодекс. Согласно этим изменениям, размер платы граждан за коммунальные услуги не может увеличиваться выше предельного индекса. Этот индекс устанавливается Правительством РФ по установленным правилам на основании предложений и заявок субъектов РФ, исходя из текущей ситуации с тарифами, состоянием коммунальной инфраструктуры и так далее.
Коммунальным предприятиям нужно ремонтировать инфраструктуру, строить новые объекты, реализовывать инвестпрограммы. Рост цен на материалы, зарплаты и прочее не должен компенсироваться только тарифами. Сейчас обязательно наличие инвестиционных программ, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры, повышение качества услуг, подключение новых потребителей.
С этим связано повышение. В среднем оно составляет порядка 12% в год. Это значит, что плата граждан за все коммунальные услуги — водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и прочее — не должна увеличиваться более чем на этот процент в среднем. Но по регионам цифры разные — от 8% до 21%.
До 2013 года действовал закон об основах федеральной жилищной политики, в нем также было ограничение роста тарифов, только другими механизмами — через понятие доступности. Индекс, утверждаемый на федеральном уровне, как раз и призван был обеспечить доступность оплаты коммунальных услуг для граждан.
"Модернизация кажется бесконечной"
— Каждый год при повышении тарифов говорят о необходимости модернизации сетей, но на практике зачастую этого не происходит. Куда же уходят деньги, если индексация уже заложена в тарифы?
Колесников: — Модернизация коммунальной инфраструктуры — длительный процесс, на это нужны десятилетия. В 2000-х и 2010-х тарифы почти не росли, а издержки предприятий увеличивались, что привело к износу сетей. Сейчас повышение тарифов экономически обосновано: регионы подают предложения по индексам, их согласовывают с антимонопольной службой и правительством. Также предусматриваются инвестиционные программы — строительство новых объектов, сетей. В некоторых регионах действуют дифференцированные тарифы: промышленность платит больше, но планируется постепенное выравнивание. Финансирование идет не только за счет тарифов, но и из федеральных субсидий и других источников.
"Долги по ЖКХ — больше триллиона рублей"
— Что реально может сделать потребитель, если платежка становится неподъемной? На какие субсидии, льготы, компенсации могут рассчитывать семьи с невысоким доходом и насколько реально их получить?
Колесников: — Те, кто живет в многоквартирных домах, получают коммунальные ресурсы каждый день — воду, свет, тепло. Мы не можем отказаться от воды или отопления. Чтобы обеспечивать стабильную подачу, предприятия несут текущие расходы, покрываемые тарифами. Если потребителю тяжело платить, он может обратиться за субсидией. Этот механизм работает давно, правила установлены. Вопрос в другом — может, стоит снизить предельный процент дохода, выше которого возникает право на помощь. Например, до 15% или даже 10%, как это сделано в Москве. Это позволило бы охватить поддержкой большее количество граждан.