Вы здесь

Удаленка и аренда жилья сделают российские столицы комфортнее. Н. Б. Косарева о многофункциональном подходе градостроительной политики в Москве

Дата публикации: 26.04.2024

Мировые мегаполисы оценили по удобству для жизни. Москва отнесена к азиатскому типу городов - у нас небольшие жилплощади и долгая дорога до работы. Почти такая же ситуация в Санкт-Петербурге

Ряд мировых столиц оценили по их привлекательности для зарубежных работников - экспатов. Поскольку талантливые и востребованные на мировом уровне специалисты могут выбрать любой город мира для проживания и работы, им нужны не только высокий уровень вознаграждения и широкий спектр возможностей для профессионального роста, но и, например, привлекательность городской среды, отмечают аналитики Arthur Consulting. Пока Москва значительно отстает от других столиц с точки зрения привлекательности для экспатов, на них приходится около 7% от общей численности населения, даже если брать статистику 2019 года. Тогда как в англоязычных городах на них приходится 30–40%, в Берлине и Париже каждый пятый житель - экспат.

При оценке удобства мировых столиц для жизни в качестве основных факторов учитывались среднее время на путь до работы в час пик и средняя жилая площадь на человека. На основе комбинаций этих показателей развитые мегаполисы поделили на три типа: полицентрические, "европейские" и "азиатские". У каждого есть плюсы и минусы. Так, "азиатские" мегаполисы (Сеул, Токио и др.) уступают другим в плане пространства для жизни: в этих городах минимальная средняя жилплощадь и высокая плотность населения, но они имеют развитую городскую мобильность на основе рельсового общественного транспорта. Полицентрические мегаполисы - такие как Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско - лучше других с точки зрения жилищных условий и пространства в целом, но требуют большего времени на преимущественно автомобильные поездки. Наконец, "европейские" мегаполисы - Лондон и Париж - сочетают достаточную обеспеченность жильем и хорошую мобильность благодаря развитому общественному транспорту.

Москва на данный момент - типичный "азиатский" мегаполис с очень высокой плотностью населения, отмечают авторы исследования. Жители двух российских столиц тратят на дорогу до работы в среднем 47–48 минут. Для сравнения - в Берлине, Мадриде и Барселоне - лишь около получаса. В последние годы наблюдалась положительная динамика в городской мобильности в Москве благодаря расширению сети рельсового транспорта, отмечают эксперты. Однако столица приближается к пределу по расширению и уплотнению общественного транспорта. В сочетании с дороговизной недвижимости, это будет препятствовать дальнейшему повышению привлекательности города в этом плане, если не будут найдены нестандартные подходы.

"Для повышения привлекательности Москва могла бы дать асимметричный ответ на проблему городской мобильности: делать акцент на целенаправленном стимулировании удаленной работы, стимулировать горожан рассматривать съемное жилье как полноценную альтернативу даже при наличии собственного, расположенного далеко от места работы", - считает партнер консалтинговой компании Arthur Consulting Владимир Боруцкий.

Санкт-Петербург находится в пограничном положении: с одной стороны, это бывшая "европейская" метрополия, которая по плотности населения находится в одной лиге с Лондоном, Парижем и Берлином. С другой стороны, растущая плотность населения при отсутствии улучшений в мобильности и в обеспеченности жильём может перевести северную столицу в категорию "азиатских" мегаполисов.

Несмотря на огромные масштабы развития транспортной инфраструктуры в Москве плотность улично-дорожной сети все еще остается более низкой по сравнению с крупнейшими европейскими городами и есть резервы для ее повышения, в том числе в рамках проектов по комплексному развитию территорий, прокомментировала исследование президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Кроме того, Москва сегодня реализует градостроительную политику, основанную на многофункциональном подходе к застройке, в том числе с приоритетом на создание мест приложения труда. Эти меры также направлены на снижение среднего времени передвижения. По средней же обеспеченности жилплощадью Москва действительно существенно отстает от европейских мегаполисов и отличается недоступностью жилья (соотношение цены квартиры к доходам). Такая же ситуация, например, и в Лондоне.

Города с ярко выраженным культурно-историческим потенциалом изначально развивались по европейской модели, вокруг исторического центра города, говорит гендиректор "Тренд Хантер. Инвестиции и управление", специалист по комплексному развитию территорий Елизавета Мартынова. Но если город продолжает активно осваивать экономику следующего технологического уклада, то он, как правило, переходит к полицентричной модели. Сейчас эта тенденция наблюдается в Москве и Санкт-Петербурге. Эта модель города, где есть не один, а 5–7 ярко выраженных градостроительных центров, при этом каждое ядро экономически способно жить самостоятельно и имеет достаточную гравитационную силу для формирования среды вокруг себя. Выраженность полицентричности с годами будет только усиливаться, считает эксперт. Это означает, что жители смогут находить работу относительно недалеко от дома, а не ездить каждый день в единый городской центр.

 

Статья целиком на сайте "Российская газета" от 26 апреля

Фото М. Денисова/ Mos.ru

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть