Состоялось расширенное заседание Комиссии по экономике, бюджету и перспективному развитию города Общественной палаты Москвы
Его участники обсудили проект закона Москвы "О бюджете города Москвы на 2026 год и плановый период 2027 и 2028 годов".
Независимое заключение и оценку законопроекта подготовила Светлана Солянникова, проректор по научной работе Финансового университета при Правительстве РФ. Она отметила, что проект бюджета Москвы на 2026–2028 годы носит социальный характер, обеспечивая при этом стимулирующее воздействие на экономику города, а параметры законопроекта реалистичны и обоснованы. Эксперт также сообщила, что прогнозируемые доходы бюджета демонстрируют устойчивую благоприятную динамику, при определении их объёма учтена динамика прогнозных макроэкономических показателей, оценены бюджетные и налоговые риски.
"Расходы бюджета Москвы на 2026–2028 годы сохраняют социальную направленность: более 60% программных расходов направлены на сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержку семей. Законопроектом предусмотрена индексация социальных выплат, а также рост оплаты труда в организациях бюджетного сектора Москвы.
В рамках обеспечения динамичного развития экономики города предусматриваются меры прямого и косвенного бюджетного стимулирования: через налоговые льготы, бюджетные субсидии и бюджетные инвестиции город создает условия для локализации производства тех видов продукции, которые являются критичными для экономической безопасности страны; способствуют комплексному развитию территорий бывших промышленных зон, увеличению количества инвестиционно-активных предприятий со статусом промышленного комплекса и технопарка, а также резидентов особой экономической зоны (как центров притяжения высокотехнологичных производств и высокооплачиваемых специалистов), что приведет к росту производства и конкурентоспособности реального сектора экономики города Москвы.
Так, за последние 5 лет объем бюджетных инвестиций Москвы увеличился более чем в 2 раза, в 2026–2028 годах рост бюджетных инвестиций сохраняется. Уровень инвестиций в основной капитал по городу Москве в процентном отношении к ВРП Москвы стабильно превышает аналогичный показатель в среднем по России.
Запланированный размер дефицита бюджета, структура поступлений из источников его финансирования, размер государственного долга города Москвы соответствуют требованиям бюджетного законодательства и вызовам текущей социально-экономической ситуации, при этом сохраняется высокая долговая устойчивость города Москвы, что гарантирует выполнение всех обязательств города на средне- и долгосрочную перспективу.
Проект бюджета сформирован в соответствии с принципами надлежащего управления, сохраняет ответственный подход к реализации бюджетной политики и обеспечивает эффективность расходов бюджета в средне- и долгосрочной перспективе".
Николай Лисин, первый заместитель руководителя Департамента финансов Москвы подчеркнул, что расходы социальной направленности по-прежнему остаются приоритетными на ближайшие три года:
"Основными приоритетами на 2026 год и плановый период остаются расходы социальной направленности, а также динамичное развитие городской инфраструктуры. В законопроекте о бюджете обеспечено выполнение всех имеющихся у города обязательств перед москвичами. Предусмотренные средства на бюджет развития позволяют сохранить высокие темпы внедрения улучшенных стандартов предоставления услуг и повышения комфорта городской среды, реализации новых планов развития Москвы".
В работе Комиссии также приняла участие Зоя Викторова, заместитель руководителя Департамента экономической политики и развития города Москвы. По её мнению, "в прогнозный период ожидается сохранение положительной динамики основных показателей социально-экономического развития Москвы, в основе которой – сохранение традиционно высокой инвестиционной активности и устойчивый потребительский спрос. В целом, ожидается, что годовой темп роста экономики города в 2025–2028 годах будет находиться в диапазоне 2–3%".
Итоги заседания подвела руководитель комиссии Общественной палаты Москвы Надежда Косарева: "Несмотря на сложный период, плановый бюджет Москвы исходит из роста экономики города, сохранения высокой доли социальных расходов, обеспечивающих выполнение всех социальных обязательств перед москвичами, и приоритета бюджетных инвестиций, направленных на развитие социальной инфраструктуры. Все параметры бюджета реалистичны и обоснованы".
Официальный сайт Общественной палаты города Москвы от 27 октября

