Вы здесь

Презентация почетного доклада "Города как рынки труда" одного из наиболее известных исследователей и экспертов в сфере урбанистики профессора Алена Берто

В рамках XXI Апрельской международной научной конференции ВШЭ по инициативе Фонда "Институт экономики города" прошла презентация почетного доклада "Города как рынки труда" одного из наиболее известных исследователей и экспертов в сфере урбанистики профессора Алена Берто.

Ален Берто в настоящее время является Главным специалистом в Институте Мэррон (Marron Institute) Нью-Йоркского университета. В прошлом Ален Берто занимал должность Главного специалиста по градостроительному планированию во Всемирном банке, также  был консультантом главных архитекторов  Бангкока, Парижа, Нью-Йорка, Сан-Сальвадора и др. Профессор Берто является родоначальником нового направления исследований пространственного развития городов с плановой и рыночном экономикой (в конце 80-х годов им было проведено сравнительное исследование пост-советских и западных городов). В декабре 2018 г. вышла в свет новая книга профессора Берто "Order without Design", которая сегодня является одной из самых обсуждаемых в академической и экспертной среде в сфере урбанистки.

Лекция прошла в онлайн-формате. К дискуссии, которая состоялась сразу после презентации почетного доклада профессора Берто, присоединились эксперты Института экономики города и других экспертных организаций, архитекторы, журналисты и студенты.

В своем докладе и ответах на вопросы слушателей профессор Берто раскрыл следующие основные тезисы.

1. Города – это в первую очередь рынки труда. Эффективно функционирующие рынки труда в городах создают возможность для развития таких преимуществ городской жизни, обеспечивающих ее высокое качество, как театры, музеи, парки, рестораны, а также многие другие достопримечательности. Производительность городов увеличивается с ростом их рынков труда. Тем не менее, количество работников на урбанизированной территории указывает лишь на потенциальный объем единого  рынка труда на такой территории. Однако несовершенство городских транспортных систем снижает мобильность работников в границах городов и городских агломераций, крупные рынки труда становятся фрагментированными и дробятся на более мелкие смежные рынки, снижая тем самым потенциальную производительность города. К сожалению, городские планировщики часто игнорируют рыночные процессы, что приводит к ошибкам в городском планировании. При этом рыночные силы организации городского пространства, подобно гравитации, существуют всегда, вне зависимости от того, замечаем мы их или нет.

2. Современные города отходят от моноцентрической модели – пространственные модели трудовых поездок и распределение рабочих мест по территориям городов становятся все более сложными, формируются внутригородские суб-центры. Тем не менее, нет оснований говорить о тенденции превращения современных городов в "городские деревни" (urban villages) с равномерным распределением населения и рабочих мест по территории. Необходимость пусть периодического, но непосредственного общения работников разных сфер городской экономики, наличие общегородских центров притяжения по-прежнему является условием повышения производительности городских экономик и фактором концентрации населения и бизнеса в центральных районах.

3. Профессор Берто привел результаты своего анализа пространственной структуры городов в странах с рыночной экономикой на различных континентах. Эти результаты показывают общую закономерность наличия отрицательного градиента плотности по территории города – плотность населения снижается по мере удаления от центра города к периферии. При этом величина такого градиента имеет существенные региональные различия: от более резкого снижения плотности в городах Европы и Азии до более пологого, сглаженного – в городах Северной и Южной Америки. По мнению профессора Берто, это связано с культурными особенностями, а именно, с различной сравнительной ценностью объема жилищного потребления и издержек, связанных с перемещением по городу, для различных групп населения.

Ален Берто привел пример собственного выбора места проживания. Он живет в центре Нью-Йорка, поскольку для него важна близость общегородских социальных и культурных объектов, низкие издержки организации непосредственного общения, поэтому он проживает в относительно небольшой квартире, но в центре города. В то же время, он осознает, что большинство американцев имеют другую шкалу ценностей и выбирают проживание в собственном более просторном доме в "субурбии".

4. Пространственная структура городов стран с плановой экономикой или постплановой экономикой существенно отличается от пространственной структуры городов, сформировавшихся в условиях рынка. Для таких городов, развивавшихся в условиях "нормативного" подхода без рыночных сигналов, характерно противоположное распределение плотности населения по территории, а именно: увеличение плотности по мере удаления от центра. При этом профессор отметил, что по мере перехода к рыночной экономике, развития рынка земли в таких городах ситуация будет меняться и градиент плотности, в общем случае, должен снижаться, становясь со временем отрицательным, как в рыночном городе.

Профессор Берто продемонстрировал распределение плотности населения в Москве по состоянию на 1992 и 2002 годы, сравнение которых позволяет предположить, что рыночные силы начинают действовать и увеличение плотности от центра к периферии становится не таким резким.

В состоявшей дискуссии эксперты Института экономики города указали, что, согласно проведенным ими расчетам по сходной методике в отношении Москвы в 2017 году, указанная тенденция пока не только не изменилась, но даже усилилась (то есть происходит опережающий рост плотности населения на периферии Москвы по сравнению с центром города). По мнению Алена Берто, основной причиной такой динамики может быть то, что в российских городах так и сформирован рынок земли, соответственно городские акторы не получают адекватных рыночных сигналов при принятии ими решений о месте размещения объектов, деятельности, проживания на территории города. Он также предложил проанализировать, почему в России до сих пор сохраняется спрос на малогабаритное жилье в проектах высокоплотной застройки на периферии городов, рождающий соответствующее предложение со стороны девелоперов. Скорее всего, предположил он, это связано с ошибками в городском планировании, провалами сформировавшегося рынка жилья.       

5. Профессор Берто отметил, что низкая доступность жилья, связанная в том числе с ограничениями по застройке городских земель и предложением жилья, может также повлиять на уменьшение размера рынков труда, либо создавая препятствия на пути миграции работников в город, либо вытесняя работников с низкой и средней квалификацией в отдаленные районы города. Поскольку производительность городов определяется эффективностью функционирующих рынков труда, повышение мобильности и улучшение доступности жилья должны быть главной целью тех, кто занимается городским планированием. Стратегии обеспечения доступности жилья должны исходить из характера распределения населения на рассматриваемой территории по уровню доходов – насколько такое распределение отличается от нормального, каков уровень доходов и жилищного потребления медианного домохозяйства. В зависимости от распределения по уровню доходов приоритетными стратегиями могут стать снятие градостроительных ограничений, улучшение условий жилищного кредитования населения, развитие программ жилищных ваучеров и др. Следует на постоянной основе отслеживать доступность жилья для групп населения с различным уровнем доходов и принимать меры по исправлению ситуации, как только жилье становится недоступным для работников тех или иных секторов городской экономики.

5. Лектор отметил, что необходимо преодолевать существующий разрыв в мировоззрении и компетенциях между городскими планировщиками (градостроителями) и экономистами, изучающими город. Градостроители должны проводить мониторинг формирования рабочих мест в городах и городских агломерациях, планировать развитие транспортных систем, которые являются отражением обусловленного спросом  распределения занятости и жилья по территории города. Результаты экономического анализа должны транслироваться в градостроительные решения по развитию инфраструктуры на перспективных территориях. Необходимо создавать мультимодальные транспортные системы, которые наилучшим образом способствовали бы росту мобильности в условиях постоянно развивающегося городского землепользования. Также необходимо корректировать правила землепользования и застройки в городе так, чтобы дать возможность как фирмам, так и работникам использовать такое количество земельных участков и площадей, которое оптимально соответствовало бы их потребностям в конкретных локациях. Этот тезис был проиллюстрирован кейсом района Пудун в Шанхае, где опережающее развитие транспортной и иной инфраструктуры, адекватное территориальное планирование "запустили" бизнес-процессы, в течение 30 превратившие неосвоенную территорию в новый городской центр.  

6. В контексте актуальной в сегодняшних условиях дискуссии на тему "Города после пандемии" Ален Берто предположил, что существующая тенденция к переходу на удаленную работу все большего числа компаний, возможно, ускорится, однако эти изменения не будут иметь взрывного, качественного характера. Необходимость обсуждения и принятия решений в рамках непосредственного общения работников останется насущной потребностью, поскольку обеспечивает "поток инноваций", что является основой конкурентоспособности городов. Это подтверждается опытом Кремниевой долины, где компании высокотехнологичных секторов задолго до пандемии стимулировали работу своих сотрудников в удаленном режиме. Тем не менее, они продолжают инвестировать в строительство штаб-квартир, иных офисных помещений большой площади, что говорит о необходимости обеспечить возможность совместного присутствия на рабочих местах для обсуждения стратегических вопросов. Кроме того, возможное снижение спроса на объекты офисной недвижимости в центральных районах городов приведет к снижению цен на такую недвижимости, что сделает ее доступной для новых групп работодателей, многие из которых с удовольствием переместятся ближе к центру. Таким образом, оснований прогнозировать ускорение "расползания" городов пока нет.    

Послушать почетный доклад Господина Берто можно в трансляции на канале ВШЭ в Youtube

 

Регион: 
Российская Федерация

Закрыть