19 июля 2018 года Фонд «Институт экономики города» (ИЭГ) провел дискуссионный клуб на тему «Анализ правовых аспектов заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме». Модератором мероприятия выступила президент ИЭГ Н.Б. Косарева. В заседании дискуссионного клуба принял участие А.Г. Сидякин, Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству.
Ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» ИЭГ Д.П. Гордеев представил результаты исследования, проведенного в рамках Целевого капитала Фонда «Институт экономики города». Целью анализа было выявление правовых ограничений и возможного расширения случаев заключения прямых договоров о предоставлении коммунальных услуг собственниками помещений в многоквартирном доме с ресурсоснабжающими организациями (РСО) при различных способах управления многоквартирными домами, основных проблем организации договорных отношений в указанной сфере и подходов к их решению.
По мнению автора исследования, долгие дискуссии, которые предшествовали принятию законодательных поправок по вопросу прямых договоров (внесены Федеральным законом от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации») были обусловлены серьезным «перекосом» в пользу одних или других участников рынка. «Не было взвешенного подхода, тогда как сейчас этот консенсус более или менее найден», – сказал Д.П. Гордеев. Между тем, исследование позволило выявить следующие ключевые риски проводимой реформы регулирования сферы коммунальных услуг:
- право РСО расторгнуть договор ресурсоснабжения с управляющей организацией, ТСЖ, ЖСК (в части приобретения коммунальных ресурсов на цели предоставления коммунальных услуг) в одностороннем порядке;
- возможность отказа РСО в заключении договоров ресурсоснабжения с управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК в части приобретения коммунальных ресурсов на цели предоставления коммунальных услуг в случае наличия прямых договоров с собственниками помещений;
- отсутствие у общего собрания полномочий принятия решения по вопросу о возложении на управляющую организацию, ТСЖ, ЖСК функции исполнителя коммунальных услуг;
- ограничение возможности обратного перехода собственников помещений по решению общего собрания со схемы прямых договоров на схему, при которой управляющие организации, ТСЖ и ЖСК являются исполнителями коммунальных услуг;
- установление в готовящихся подзаконных нормативных правовых актах ответственности РСО за качество коммунальных услуг при прямых договорах не в точке потребления коммунальных услуг, а на границе общего имущества в многоквартирном доме.
Участники дискуссионного клуба – представители федеральных органов государственной власти, РСО, ТСЖ, экспертных организаций и другие в целом согласились с выводами Фонда «Институт экономики города» о том, что проводимая реформа целесообразна, но требует дальнейшей детальной проработки по целому ряду вопросов, которые затрагивают не только правовые, но экономические и социальные аспекты данной сферы.