Вы здесь

Разрабатывается законопроект о борьбе с подделками протоколов собраний жильцов. И. В. Генцлер о вариантах решения проблемы

Дата публикации: 06.10.2025

Разрабатывается новый законопроект, направленный на борьбу с подделками протоколов общих собраний собственников жилья. Авторы предлагают не столько ужесточать наказание за такие махинации, сколько снизить необходимость в них

Подделка протоколов общих собраний стала в последнее время массовым явлением, неоднократно отмечали эксперты. Управляющие компании (УК) бьются за "выгодные" дома, иногда поочередно заявляя о проведении собраний по поводу смены УК чуть ли не каждую неделю. Иногда УК подделывают протоколы, чтобы решить какие-то вопросы по поводу обслуживания дома. То, что подписи жителей были подделаны, до сих пор доказать обычно не удавалось (экспертиза дорога и занимает немало времени), а если удается - не удается выяснить, кто именно это сделал.

Существуют разные законопроекты, направленные на решение этой проблемы. Есть, например, законопроект, которым предлагается исключить управляющую организацию из процесса - чтобы инициатор собрания сам его провел, сам сдал протокол, а потом только оповестил управляющую организацию. Но это тоже не панацея, считает директор Направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города" Ирина Генцлер. Обычный житель вряд ли сможет самостоятельно провести собрание - не удастся даже разместить в ГИС ЖКХ объявление о собрании, отмечает она.

Сейчас рабочая группа по улучшению системы регулирования сферы управления многоквартирными домами при Комитете Госдумы по строительству и ЖКХ подготовила большой законопроект, в котором пересмотрен весь порядок проведения собраний. Он основан на анализе опыта других стран, у которых было социалистическое прошлое и дома там, как в России, со многими собственниками, рассказывает входящая в рабочую группу Ирина Генцлер. "Процесс не станет гораздо проще, но, может быть, необходимость фальсификации уменьшится. Ведь проблема с тем, что фальсифицируется не протокол, а решения отдельных собственников с тем, чтобы в итоге получилось нужное количество голосов по какому-то вопросу. Например, для принятия решения о ремонте необходимо две трети голосов собственников. Но собственники зачастую пассивные, не хотят участвовать в собраниях, им неинтересно. И тогда организаторы делают бюллетени за тех, кто реально не голосовал", - поясняет она.

За рубежом есть такая практика: если собрание не имеет кворума, то с этой же повесткой собирается следующее собрание, которое имеет кворум при любом количестве участников. Если пришли только два человека, они примут решение за всех. Мера жесткая, но люди это правило знают и поэтому охотнее участвуют в собраниях, отмечает Генцлер. В разработанном законопроекте пока предлагаются менее суровые условия: установить на повторном собрании пониженный кворум - не менее 25% голосов. "Но таким образом можно будет проводить собрание не по всем вопросам. Выделен ряд вопросов, которые затрагивают личные имущественные права собственников - например, о реконструкции многоквартирного дома или о включении дома в проект комплексного развития территории, в результате которого дом снесут", - рассказывает Генцлер.

Предложено также сократить количество вопросов, по которым нужно две трети или 50% голосов. Все остальные вопросы можно решать простым большинством голосов участников собрания. В том числе с кворумом в 50% или в 25%.

"Одно предложение касается вопросов проведения текущего ремонта, когда, например, есть предписание его провести от жилинспекции. Собственникам рассылается проект решения - предлагается провести ремонт вот этого в такие-то сроки, стоимость такая-то. И решение будет принято, если меньше 50% собственников проголосовали против. Сейчас у нас все решения принимаются голосами "за". Мы всех обходим, просим - "проголосуйте". А собственники то ленятся, то им некогда, то еще что-то. Предлагается другое - если ты категорически против, то скажи об этом, и мы твой голос учтем. Если категорических "против" много, то решение не прошло. А если никто не откликнулся ни "за", ни "против", всем все равно — значит, решение принято", - рассказывает Ирина Генцлер.

Есть правки, касающиеся технических моментов. Например, предлагается дать возможность голосовать через ГИС ЖКХ при любой форме собрания. Если собственник где-то далеко, то он может проголосовать в системе. "Также мы предлагаем установить, что годовое собрание, где должен рассматриваться план работ на следующий год, размер платы, отчет за прошлый год - должна проводить управляющая организация. Сейчас его обязаны организовать собственники. Но это неконкретно. А тут будет конкретное лицо, обязанное провести собрание", - говорит Генцлер.

Законопроект прошел несколько экспертных обсуждений. Возможно, осенью удастся представить его на рассмотрение экспертного совета при Комитете Госдумы по строительству и ЖКХ, а затем - депутатам.

Вопросы проведения собраний и порядок закрепления принятых решений в протоколе для избежания каких-либо злоупотреблений права уже достаточно подробно регламентируются, считает доцент департамента права Института экономики, управления и права МГПУ Ольга Ефимова. Так, с 1 сентября этого года вступил в силу приказ Минстроя о требованиях к оформлению протокола общего собрания и о порядке направления подлинников решений и протокола в госжилнадзор. "Данный акт закрепляет возможность проведения собраний в различных формах, независимо от заявленной повестки, - говорит Ефимова. - Введены требования к протоколу. В частности, установлено, что качестве номера протокола указывается уникальный идентификатор, полученный в системе при создании сообщения о проведении общего собрания". Достаточно подробно, по мнению Ефимовой, регламентирован порядок направления подлинников решений и протокола собрания в госжилинспекцию. К примеру, подлинники решений и протокол общего собрания передаются инициатором собрания по акту-приема передачи в управляющую организацию, или в орган государственного жилищного надзора по акту приема-передачи.

Насколько помогут эти нововведения - покажет время.

Нельзя сказать, что проблема утратила актуальность, отмечает аналитик Народного фронта Павел Склянчук. Ситуация в целом улучшается, считает он, однако изменился сам характер правонарушений. Госдума приняла изменения об обязательном указании администратора собрания, который будет загружать протокол, и о его ответственности, но если есть аффилированность с жилищной инспекцией, то эти ограничения можно преодолеть. "Если раньше фиксировали случаи прямой подделки подписей и фальсификации протоколов, то сегодня эти правонарушения сместились уже в сферу коррупционной деятельности, - отмечает Склянчук. - Сегодня управляющие компании, у которых большое количество многоквартирных домов, вполне могут вступать в сговоры с отдельными сотрудниками жилищных инспекций, и в этой связи могут происходить случаи подделки протоколов общих собраний".

 

"Российская газета" от 2 октября

Фото Freepik

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть