Вы здесь

"Корпоративные граждане" в условиях глобализации становятся "корпоративными волонтерами"

Быстрый, поистине поражающий воображение  успех капитализма под лозунгом laisser faire достиг апогея в начале двадцатого столетия. Однако это в буквальном смысле взрывное развитие несло в себе семена конфликтов, получивших разрешение в революции 1917 г. в России и в развитии «государства благосостояния» в других индустриально развитых странах — тех или иных формах государственного контроля за промышленностью и бизнесом под лозунгом улучшения положения простых людей. 

Начало нынешнего века ознаменовано столь же бурным развитием глобальной рыночной экономики, интернационализацией финансов и разрушением национальных и региональных барьеров для товаров и услуг. За последние 10 лет около 3 млрд людей в Восточной и Центральной Европе, Азии и Африке совершили переход от плановой экономики к рынку, и мы до сих пор пытаемся осмыслить социальные и культурные последствия этого сдвига. О возникновении новых масштабных конфликтов свидетельствует мировое антиглобалистское движение. Демонстрации антиглобалистов были встречены с изумлением, однако быстро стали фактором международной политики.  На саммите большой восьмерки в Генуе в июле этого года лидеры развитых стран впервые пригласили лидеров антиглобалистов к диалогу. Однако результатом генуэзских столкновений стали человеческие жертвы, 450 человек ранено, самому городу нанесен материальный ущерб на десятки миллионов долларов.

Разрешатся ли эти конфликты новой революцией? Ресурсы благосостояния национальных государств исчерпаны, в стремлении сократить расходы на социальное обеспечение солидарны такие разные страны, как Швеция, Китай, Чили и Россия. Способна ли объединенная Европа или другой трансрегиональный альянс предложить выход, отвечающий чаяниям быстро стареющего, нуждающегося в социальной защите  населения индустриальных стран и в то же время не препятствующий экономическому развитию? Или будущее принадлежит новому типу негосударственных объединений — от сетей, объединяющих экологические организации во всем мире, до транснациональных корпораций?

Глобализация придала новый смысл вопросу о социальной ответственности бизнеса. Наше время уникально по темпам появления новых и расширения активности уже существующих компаний. Сегодня в мире существует 45 000 транснациональных корпораций, имеющих более чем 280 000 иностранных филиалов. Многие из этих компаний имеют денежный оборот и «население», состоящее из прямо и косвенно занятых сотрудников и членов их семей, которые превосходят размеры ВВП и численность населения национальных государств. Так, ежегодный доход «Сони» равен ВВП Новой Зеландии, а доход «Дженерал Моторс» превышает ВВП Южной Африки и Польши. Эти компании представляют новый важнейший мировой центр власти, от которого ожидается соответствующая его ресурсам ответственность за социальное благополучие. Кроме подобных транснациональных корпораций, существуют в буквальном смысле  миллионы малых и средних компаний, большинство из которых представляют собой семейный бизнес, действуют на местном уровне и также нуждаются в общественной поддержке.

Хорошая репутация компании сегодня зависит не только от ее коммерческих успехов. Идеология социальной ответственности создает новое измерение конкуренции. Общественное мнение склонно считать высокое качество товаров и услуг чем-то само собой разумеющимся, оценки базируются на сравнении активности различных компаний в решении актуальных проблем местных сообществ. Так, под давлением общественности компании Nike и Gap, как и другие мировые производители спортивной и повседневной одежды, развивающие производство в странах третьего мира, признали свою ответственность за использование детской рабочей силы, производители алкоголя (Segram, Diageo) — за безопасность движения, связанную со злоупотреблением алкогольной продукцией. Благотворительных пожертвований сегодня уже недостаточно для создания позитивного имиджа. Компании обращаются к концепции «корпоративного гражданства» как к важному фактору стратегического планирования и управления репутацией (подробнее о том, что такое "корпоративное гражданство", см.: "Со-Общение".  2000. № 12, 2001.№ 1).

Почему компании становятся «корпоративными гражданами»?

США

  • Возможность привлечь общественное внимание к корпорации, продемонстрировать высокую степень социальной ответственности
  • Маркетинговые цели в местном сообществе
  • Улучшение навыков сотрудников

Западная Европа

  • Необходимость всемерного повышения профессионального уровня сотрудников в связи с ужесточением глобальной конкуренции
  • Необходимость сотрудничества с правительствами в решении социальных проблем в целях сохранения низкого уровня налогообложения
  • Требования граждан: улучшение качества жизни и усиление гражданского общества

Филиппины

  • Возможность продемонстрировать высокую степень ответственности корпорации
  • Улучшение навыков работы в команде

Аргентина

  • Содействие в решении вопросов, волнующих местное сообщество
  • Создание хорошей репутации

«Корпоративные граждане» местных сообществ аккуратно платят налоги, обеспечивают охрану труда на рабочих местах, а также оказывают помощь в следующих формах:

  • Наличные денежные пожертвования
  • Помощь в натуральной форме
  • Политика в области ведения бизнеса
  • Время сотрудников, волонтерство

Два первых ресурса благотворительности знакомы и понятны российскому предпринимателю. На описании остальных стоит остановиться подробнее. Являясь крупнейшими создателями общественного богатства, корпорации могут оказать обществу существенную помощь, внеся незначительные изменения в свою политику в области ведения бизнеса.  Например, в США фирмы имеют специальные программы поддержки поставщиков, которые поощряют сотрудничество с компаниями, принадлежащими иммигрантам, представителям различных этнических меньшинств и женщинам; закупки сырья на местном уровне помогают развитию бизнеса конкретного региона. Так, в Южной Африке, на Филиппинах и в Грузии компания Macdonald’s помогает развивать сеть местных поставщиков продукции и услуг для своих ресторанов.

Под корпоративным волонтерством подразумевается участие в добровольной работе на благо местных сообществ благодаря поддержке своей компании. Люди, работающие в бизнесе, обычно обладают неплохим образованием и самыми разнообразными навыками — от умения пользоваться Интернетом до знания бухгалтерского учета и маркетинга.  Корпорации могут использовать этот важнейший ресурс двумя способами.  Во-первых, на условиях частичной или полной занятости они могут посылать сотрудников-волонтеров в качестве временных работников в организации, работающие на благо местного сообщества.  Во-вторых, компании могут поддерживать и поощрять самостоятельную волонтерскую деятельность своих сотрудников и членов их семей.  Например, H.B.Fuller создает Советы по делам местных сообществ, управляемые сотрудниками компании, Levi Strauss — небольшие мобильные команды участия в жизни местных сообществ. EDS (Electronic Data Systems Corporation) ежегодно проводит Всемирный день волонтерского труда, который подводит итоги работы добровольцев и, по мнению специалистов,  является лучшей рекламной акцией компании. В последние годы акция проводится в 30 странах и так или иначе затрагивает около 1 млн людей во всем мире.

Компании предоставляют помещение и средства связи, оплачивают рабочее время своих сотрудников, проводят конкурсы и поощряют свои региональные отделения, продемонстрировавшие наибольшие успехи в благотворительности.

Корпоративное волонтерство:

  • Организация программ пожертвований в денежной и натуральной форме  (например, участие в комитете помощи местному сообществу — предоставление грантов, экспертиза заявок, дальнейшее кураторство и т.д.).
  • Организация сбора пожертвований на рабочем месте (например, группа сотрудников собирает средства для благотворительных целей,  корпорация вносит долевой вклад).
  • Личная волонтерская деятельность (например, профессиональные юридические услуги, оказываемые на волонтерской основе).
  • Групповая волонтерская деятельность (например, группа сослуживцев работает в проекте по сбору одежды для бездомных).
  • Помощь «лицом к лицу» (например, работа с конкретными людьми — школьниками или несовершеннолетними правонарушителями в качестве наставника, общественного защитника или тьютора).
  • Членство в общественных организациях (например, работа казначеем благотворительной столовой).
  • Общественная деятельность, непосредственно связанная с работой (например, выступление в роли гида для группы школьников, знакомящейся с деятельностью компании).
  • Индивидуальная или групповая работа в благотворительном проекте на условиях частичной занятости (например, оплачиваемое освобождение на 100 часов рабочего  времени в течение трех месяцев для реализации проекта местного сообщества).
  • Краткосрочная работа на условиях полной занятости в роли «директора напрокат» (например, трехмесячный перерыв в исполнении основных обязанностей для того, чтобы выполнить определенную задачу, при сохранении занятости и гарантиях возвращения на свое рабочее место в компанию).
  • Долгосрочная работа на условиях полной занятости (например, годичный перерыв для исполнения какой-либо функции в благотворительной организации при сохранении занятости и гарантиях возвращения на свое рабочее место в компанию).
  • Управление деловыми связями компании с местными организациями (например, помощь в развитии компаний-поставщиков, принадлежащих представителям этнических меньшинств, или управление программами для потребителей с особыми нуждами).

Именно волонтерство (даже независимо от той пользы, которое оно приносит местному сообществу) является ключевым элементом новой корпоративной политики. «Корпоративные граждане» становятся «корпоративными волонтерами» исключительно по деловым соображениям. Работа на добровольных началах рассматривается как ресурс профессионального роста сотрудников корпорации. Мировая экономика изменилась. Сегодня впереди находятся те компании, которые наиболее оперативно осваивают новые возможности,  предоставляемые бизнесу развитием технологий, и привлекают наиболее квалифицированных и гибких специалистов, обладающих навыками сотрудничества. Если конвейер мог функционировать и при низком уровне морали и отсутствии корпоративной этики, то сегодня основными условиями эффективности стали профессиональные знания, навыки и ответственность.

            Считается, что волонтерская работа обеспечивает развитие человеческих ресурсов благодаря улучшению взаимопонимания с коллегами и местным сообществом, развитию индивидуальных и групповых навыков в ходе выполнения заданий, не связанных с непосредственными производственными обязанностями, а также лучшему пониманию глобальных интересов и целей организации.

Что получают сотрудники компании от волонтерской работы?

  • Навыки письменной и устной речи.
  • Организационные навыки и искусство управлять временем.
  • Навыки общения, умение внимательно слушать и вести разговор.
  • Ответственность — умение отчитываться о проделанной работе и оценивать ее.
  • Навыки планирования, формулирования долгосрочных и краткосрочных целей.
  • Навыки управления бюджетом и распределением средств.
  • навыки выживания — управление стрессовыми состояниями и определение личных приоритетов.

Что получает компания?

  • Улучшение связей с местным сообществом.
  • Развитие дополнительных навыков персонала благодаря работе в реальных жизненных ситуациях.
  • Рост инициативности сотрудников и способности воспринимать нововведения.
  • Повышение доброжелательности в компании и культуры обслуживания (особенно актуально для организаций, непосредственно работающих с покупателями).
  • Развитие у сотрудников способностей работы в команде.
  • Укрепления морального духа в компании и мотивации работы.

Глобализация (в первую очередь, расширение географии транснациональных корпораций) способствует унификации форм корпоративной благотворительности.  Однако культурная среда и историческое наследие, в частности традиции распределения социальной ответственности между государством, бизнесом и некоммерческим сектором, по-прежнему оказывают влияние на используемые формы благотворительности.

Например, волонтерство как самостоятельное культурное явление характерно прежде всего для США, где роль государства в социальной сфере незначительна. В странах Восточной и Центральной Европы эта идея «отягощена» историческим опытом жизни в условиях жесткого государственного регулирования всех форм участия граждан в общественной жизни.

Распространение транснациональных корпораций влечет за собой и распространение опыта корпоративной благотворительности, в первую очередь американского, по всему миру.  Так, компания H.B. Fuller традиционно принимала активное участие в жизни местного сообщества.  Еще в 1973 г. был создан Совет по корпоративной благотворительности компании в Соединенных Штатах.  Инициативы компании по вовлечению сотрудников в жизнь местного сообщества эволюционировали от американского к общемировому уровню.  Уже в 80-е годы программы, подобные той, которая существовала в Штатах, были созданы в Гондурасе и в Австрии и сегодня действуют в 30 странах. 

Как все это многообразие форм мировой корпоративной благотворительности сможет реализоваться в нашей стране, сможет ли оно объединиться с исконно русскими традициями христианского милосердия и личного меценатства, покажет время.  Одно сегодня ясно наверняка — «новый мировой порядок» будет основан на глобальном перераспределении социальной ответственности. Для российского бизнеса социальная ответственность — это не только залог стабильности в собственной стране, но и «входной билет» в международное деловое сообщество.

Регион: 
Россия

Закрыть