Вы здесь

Государственное управление в XXI веке: концепции, методы, технологии

В Москве завершила работу международная конференция «Государственное управление в XXI веке: концепции, методы и технологии», организованная Факультетом государственного управления МГУ им. Ломоносова. Если говорить о развитии межсекторного социального партнерства, то на наш взгляд, наиболее интересными были секции «Государство и бизнес» и «Государство и НКО».

Государство и бизнес

На секции было заявлено 36 докладов в основном от представителей академических кругов - заведующих кафедрами государственного управления, преподавателей, аспирантов. Большинство выступавших критиковали существующую государственную политику в отношении бизнеса, и, особенно, малого и среднего предпринимательства. Подверглись критике и олигархи, оказывающие влияние на принятие стратегических государственных решений, которые не способствуют развитию всего сектора.

В докладе одного из авторов этой статьи С. Ивченко «Может ли бизнес научить региональную власть рыночным механизмам управления?» был освещен инновационный подход к реализации социальных и благотворительных программ, основанный на принципе инвестирования в социальную сферу, очерчен опыт реализации корпоративных социальных программ, направленных на развитие территорий, относящихся к сфере интересов компаний, и повышение квалификации муниципальных служащих, а также отмечены пути развития взаимодействия, цель которого ‑ повысить эффективность муниципального управления.

Участие компаний в социальной сфере территорий сопровождается ростом взаимных ожиданий органов региональной и местной власти и бизнеса. С одной стороны, рост ожиданий органов региональной и местной власти от бизнеса может привести к тому, что социальные программы бизнеса могут восприниматься как обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии социальной сферы территорий. Подобная позиция приводит  к усилению давления  на бизнес со стороны органов власти, выраженное в феномене «добровольно-принудительной благотворительности», прямым следствием которой является снижение эффективности социальных программ бизнеса. С другой стороны, у бизнеса, финансирующего социальную сферу, растет недовольство тем, как органы местного самоуправления расходуют бюджетные средства и управляют социальной сферой. Это вызывает желание бизнеса совместно с органами региональной и местной власти определять приоритеты социальной политики и области, в которой бизнес может принять активное участие.

Взаимодействие бизнеса и органов региональной и местной власти может либо поддерживать иждивенчество и бюрократизм последних, либо привносить в социальную сферу недостающие ей принципы эффективного управления. Региональные программы социальной направленности становятся сегодня важным элементом деятельности крупных российских корпораций. В докладе рассматривались примеры инновационных подходов в реализации бизнесом социальных программ совместно с органами региональной и местной власти – конкурсное финансирование проектов по  развитию социальной инфраструктуры, социальных услуг (НК «ЮКОС», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермьнефть», программа по оптимизации расходования бюджетных средств (ГМК «Норильский никель», ЗАО «ЛУКОЙЛ-Пермь»), разработка программы социально-экономического развития городов (НК «ЮКОС»)). Однако, не считая единичных успешных примеров взаимодействия, баланс интересов между крупным бизнесом, государственной властью и местным самоуправлением в вопросе об ответственности за благосостояние территорий пока не найден.

Государство и НКО

В рамках «правового блока» сотрудник Департамента по вопросам регистрации НКО Минюста РФ А.Г.Жасяров сделал сообщение о состоянии законодательной базы для некоммерческого сектора. Его главный вывод в том, что эта база весьма противоречива и следует предпринять ряд действий по устранению этих противоречий. Выступившая следом Е.А.Абросимова согласилась с мнением представителя Минюста РФ, усилив его тем, что назвала идущий в России процесс законотворчества для некоммерческих  организаций бессистемным. В частности, она сообщила, что ни в одной стране нет такого количества организационно-правовых форм (ОПФ) НКО, как в России (а у нас их 29), в нашей стране не ведутся обстоятельные исследования по правовому положению НКО, региональное законодательство находится в плачевном состоянии. Е.Абросимова считает, что следует ввести мораторий на принятие новых законопроектов и всерьез разобраться со всеми противоречиями, которые имеются в действующих законах. В частности надо срочно устранять противоречия относительно ОПФ, которые серьезно влияют на содержание деятельности НКО. Она считает, что из находящихся в портфеле законодателей 10 новых проектов, некоторые законопроекты следует снять (О социальном заказе), другие - скорректировать и ускорить рассмотрение (О некоммерческих фондах, О добровольцах, Об основной и предпринимательской деятельности НКО).

«Международный блок» секции был представлен рядом сообщений. А. Брукс (США) остановился на проблеме поддержки и финансирования социальных программ, науки и культуры. Он отметил, что ключевым аспектом в развитых странах является то, как и кто выявляет общественные предпочтения и ожидания. Многое зависит от качества предоставляемых услуг, а не от того к какому сектору принадлежат организации предоставляющие услуги. М.Чирхарт (США) рассказала о деятельности волонтеров в общественных и некоммерческих организациях. По ее данным около 59 млн человек ежегодно участвует в добровольческой деятельности. Он подробно рассказала о том, как стимулируется работа добровольцев, как законодательно закреплены их права, как действуют волонтерские центры и в каких разделах социальной сферы особенно активизирована работа добровольцев. Выступавшая отметила, что государство должно умело регулировать и поддерживать деятельность добровольцев.

В сообщении П.Ю.Гамольского, посвященного особенностям налогообложения НКО в России (блок докладов по «межсекторному взаимодействию») было отмечено, что после введения в действие последних глав Налогового кодекса РФ, все НКО оказались мгновенно в «новом мире». Суть инноваций в том, что резко сужены возможности для развития и выживания НКО. Например, из-за нового налога на прибыль не только сняты все льготы для доноров, ограничен круг целевых поступлений, сформирована область неопределенности по критериям целевого использования средств, но деятельность НКО, которые зарегистрированы, как автономные некоммерческие организации, по сути заморожена (им практически не разрешено привлекать никаких средств, включая пожертвования), ключевая идея фондов развития местного сообщества уничтожена на корню (им не предоставлено возможности для капитализации). Налогом на добавленную стоимость усложнены условия для благотворительной деятельности – для того, чтобы обосновать возможность ее ведения, требуется собрать огромное количество документов. Докладчиком были охарактеризованы и сложности в работе НКО, возникшие в связи с новым налогом на физических лиц.

В докладе «Теория и практика межсекторного социального партнерства в России», сделанного одним из соавторов данной статьи В.Н. Якимцом, были изложены основы созданного при его участии нового научно-практического направления – межсекторного социального партнерства (МСП). Автор дал новую типологию некоммерческих организаций, назвав их «элитарными» (сюда включены бизнес-ассоциации, представляющие интересы крупного капитала, «VIP-аэродромы», российские филиалы различных зарубежных фондов и благотворительных организаций, фонды-пристанища для родственников бизнесменов, представительства международных организаций в России, смешанный государственно-некоммерческий тип); зонтичные и квази-зонтичные некоммерческие структуры и профильные (отраслевые) организации низового уровня, имеющие несколько десятков подвидов.

В поисках баланса

Бизнес о власти

Усиление инициативы бизнеса в разработке и реализации социальных программ все чаще приводит к тому, что бизнес проявляет желание участвовать в разработке и реализации социальных программ наравне с органами региональной и местной власти, а иногда выступает с инновационными предложениями. Из того, в чем бизнесмены могут оказать государственным служащим реальное содействие в преодолении кадровых проблем, было отмечено дополнительное обучение  госслужащих управленческим навыкам. Опыт муниципального консультирования Фонда «Институт экономики города» показывает, что уже реализуется ряд инициатив бизнеса, направленных на повышение эффективности управления в органах региональной и местной власти. Объединяющей концепцией является «новое лидерство»: успешный менеджер, где бы он не работал, в бизнесе или в муниципалитете, обладает способностью выстраивать алгоритм принятия решений в условиях экономически неопределенного, вероятностного пространства, удерживать многозначность и несимметричность вариантов развития одной и той же ситуации.

Власть об НКО

Впервые в выступлениях ряда высших руководителей слова о гражданских инициативах, НКО и межсекторном партнерстве прозвучали на гражданском форуме в 2001 году. До форума слова о межсекторном социальном партнерстве можно было услышать в основном от представителей НКО и ученых, заинтересованных в развитии взаимодействия между государством, НКО и бизнесом, нацеленного на решение социально-значимых задач регионов и страны в целом. Высшая исполнительная власть, законодатели, политические деятели особенно не стремились размышлять на эти темы. Однако именно на форуме был сделан важный шаг в развитии межсекторного социального партнерства: представителями власти и ведомств заявлены конструктивные намерения в отношении гражданского общества; реализован прямой диалог власти и НКО не по абстрактной тематике, а по острым вопросам; придуманные и опробованные в ходе форума после его завершения стали создаваться конкретные механизмы межсекторного взаимодействия.

Выводы

Слабое присутствие представителей власти и бизнеса на конференции не стоит считать сигналом к тому, что социальное партнерство не существует. В академических кругах с интересом относятся к новым специальностям - менеджмент  некоммерческого сектора, социальная работа и др. В тематику научных направлений факультетов менеджмента и государственного управления интегрируются такие курсы как этика и социальная ответственность бизнеса, межсекторное взаимодействие, социальный маркетинг.

Конференция показала, что российское социальное пространство в движении. Оно очень разноуровневое и неравновесное. Идет реформирование государственного сектора, расширяется бизнес-сектор, укореняются организации третьего сектора. У каждого свои особенности и проблемы развития. Далеко от совершенства правовое поле для развития самих секторов и для выстраивания конструктивных взаимодействий между ними при решении социальных проблем. Важно, что интерес к расширению и укреплению взаимодействий, созданию и продвижению работоспособных механизмов взаимодействия, к сотрудничеству проявлен со стороны каждого сектора. И непросто «нащупаны» направления развития межсекторных взаимодействий, но уже существуют практические примеры сотрудничества и партнерства. Более того заложены основы построения теории межсекторного социального партнерства (принципы, модели, механизмы, пространство и поля и др.). Теория МСП пребывает в начале своего развития, каждый из секторов находится в состоянии перманентной динамической трансформации. Можно ожидать, что развитие теории МСП пойдет по двум направлениям: более глубокое изучение отдельных полей и дальнейшее развитие базисной концепции на основе обобщения практического опыта создания и продвижения механизмов МСП.

Структурное направление: 

Закрыть