Вы здесь

Сценарные расчеты бюджетных последствий принятия законопроектов «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Фед

Содержание: 

В материале представлены расчеты последствий введения поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам, сделанные на базе данных Министерства финансов Российской Федерации об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за 12 месяцев 2002 года и других материалов, размещенных на сайте Минфина России в Интернете (www.minfin.ru/ispSub/2002/09/Mes0.html).

В Таблице 1 представлен расчет налоговых доходов местных бюджетов в соответствии с предлагаемыми изменениями в Бюджетный и Налоговый кодексы в условиях 2002 года (ретроспективный расчет).

К Таблице 1 необходимо сделать следующие пояснения.

1. Данные за 2003 и 2005 годы взяты из доклада Минфина России «Основные принципы политики в сфере разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», размещенном на сайте Минфина России.

2. Анализ данных за 2003 и 2005 годы показывает, что Минфин России в своих расчетах использует модифицированные показатели доходов и расходов местных бюджетов. По информации экспертов эти показатели увеличены на гипотетические объемы местных бюджетов в городах Москва и Санкт-Петербург, при условии выполнения ими всех функций местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами. Поэтому, для того, что бы привести объем уменьшения расходных обязательств местных бюджетов в условиях 2002 года,  приведенный в докладе Минфина в условиях 2003 года, необходимо этот показатель скорректировать на темпы инфляции и объем изменений Минфином России отчетных показателей. В результате приведенная в докладе цифра в 235,2 млрд.руб в условиях 2003 года эквивалентна 166,2 млрд.руб в условиях 2002 года.

3. Объем сокращения расходных обязательств местных бюджетов равен объему увеличения субвенций при расчете доходов при новой системе налогообложения и изменении расходных обязательств.

 

Таблица 1.

Доходы и расходы местных бюджетов в 2002 году

 

 

2002 (отчет)

2002

(при новой системе налогообложения)

2003

2005

Доходы

707,8

680,2

 

 

Налоговые доходы, в т.ч.

379,4

185,2

 

 

 

Налог на доходы физ. лиц

 

136,5

 

 

Единый налог при упрощенной системе

 

2,2

 

 

Единый налог для определенных видов деятельности

 

18,7

 

 

Единый сельскохозяйственный налог

 

0,2

 

 

Налог на имущество физ.лиц.

 

1,8

 

 

Земельный налог

 

24,7

 

 

Налог на рекламу

 

1,1

 

 

Финансовая помощь, в т.ч.

283,8

450,0

 

 

Субвенции

64,3

230,5

 

 

Субсидии

25,8

25,8

 

 

Дотации

72,3

72,3

 

 

Дотации на выравнивание

96,4

96,4

 

 

Средства по взаимным расчетам

24,9

24,9

 

 

Неналоговые доходы

44,6

44,6

 

 

 

 

 

 

 

Расходы

728,3

728,3

 

 

Дефицит

20,5

48,1

 

 

Установленные расходныеобязательства

 

 

1412,1

 

Расходные обязательства в текущих условиях

 

 

1059,9

1217,2

Собственные расходные обязательства в новых условиях

 

 

824,7

904,4

Уменьшение собственных расходных обязательств местных бюджетов

 

166,2

235,2

312,8

 



 

В Таблице 2 представлены вариантные расчеты последствий, предлагаемых изменений в Бюджетном и Налоговом кодексах, приведенные к условиям 2002 года.

Исходный вариант соответствует отчетным данным об исполнении местных бюджетов за 2002 год. Объем госполномочий в данном варианте определен экспертно.

В I варианте моделируется ситуация принятия поправок к Налоговому и Бюджетному кодексам в условиях 2002 года. Отметим, что сокращение налоговых доходов в первом варианте несколько превышает уменьшение собственных расходных полномочий муниципалитетов, и, соответственно, объем увеличения субвенций на исполнение государственных полномочий. Вследствие этого, доходы местных бюджетов в первом варианте сокращаются на 27,6 млрд. руб., и на эту же сумму увеличивается бюджетный дефицит. Объем бюджетного дефицита в первом варианте начинает превышать ограничения, предусмотренные Бюджетным Кодексом (статья 92). Это происходит также из-за резкого сокращения доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.

Во втором варианте предполагается, что органы местного самоуправления получат средства на исполнение государственных полномочий в полном объеме. Объем недофинансирования определялся на основе данных из доклада Минфина на 2003 год, скорректированных на темп инфляции. Во втором варианте бюджетный дефицит также превышает ограничения, предусмотренные Бюджетным Кодексом.



 

Таблица 2

Сценарный расчет последствий принятия поправок к Бюджетному кодексу.

(по данным 2002 г., млрд.руб)

 

Исходный
 вариант

I
вариант

II
вариант

 

 

 

 

Расходы всего, в т.ч.

728,3

728,3

977,1

Госполномочия(расчет), в т.ч.

78,6

2
44,8

493,6

Собственные полномочия

649,7

483,5

483,5

Доходы всего, в т.ч.

707,8

680,2

929,0

Налоговые доходы, в т.ч.

379,0

185,2

185,2

Регулирующие доходы

248,1 

54,6 

54,6 

Местные и закрепленные налоговые доходы

130,9

130,6

130,6

Безвозмездные перечисления, в т.ч.

283,8

450,0

594,5

Дотации

72,3

72,3

72,3

Субвенции на осуществление                                                          государственных полномочий

64,3

230,5

493,6

Средства по взаимным расчетам

24,9

24,9

10,6

Дотации на выравнивание

96,4

96,4

96,4

Субсидии

25,8

25,8

25,8

Неналоговые доходы

45,0

45,0

45,0

Дефицит

20,5

48,1

48,1

 



 

В Таблице 3 приведен ряд аналитических показателей, рассчитанных на основе Таблицы 2.

Таблица 3

Аналитические показатели (%)

 

Исходный вариант

I
вариант

II
вариант

Доля госполномочий в расходах

10,8

33,6

50,5

Доля собственных расходов
в расходах

89,2

66,4

49,5

Собственные расходы
(в % к исходному варианту)

100,0

74,4

74,4

Доля собственных доходов в доходах всего (все доходы без субвенций)

90,1

66,2

46,9

Доля  налоговых и неналоговых доходов в доходах всего

59,9

33,8

24,8

Доля местных и закрепленных налоговых доходов и неналоговых доходов в доходах всего

24,9

25,8

18,9

Доля субвенций в доходах

9,1

33,8

53,1

Доходы (в % к исходному варианту)

100,0

96,1

131,2

 


Закрыть