В материале представлены расчеты последствий введения поправок к Бюджетному и Налоговому кодексам, сделанные на базе данных Министерства финансов Российской Федерации об исполнении бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов за 12 месяцев 2002 года и других материалов, размещенных на сайте Минфина России в Интернете (www.minfin.ru/ispSub/2002/09/Mes0.html).
В Таблице 1 представлен расчет налоговых доходов местных бюджетов в соответствии с предлагаемыми изменениями в Бюджетный и Налоговый кодексы в условиях 2002 года (ретроспективный расчет).
К Таблице 1 необходимо сделать следующие пояснения.
1. Данные за 2003 и 2005 годы взяты из доклада Минфина России «Основные принципы политики в сфере разграничения доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации», размещенном на сайте Минфина России.
2. Анализ данных за 2003 и 2005 годы показывает, что Минфин России в своих расчетах использует модифицированные показатели доходов и расходов местных бюджетов. По информации экспертов эти показатели увеличены на гипотетические объемы местных бюджетов в городах Москва и Санкт-Петербург, при условии выполнения ими всех функций местного самоуправления, предусмотренных федеральными законами. Поэтому, для того, что бы привести объем уменьшения расходных обязательств местных бюджетов в условиях 2002 года, приведенный в докладе Минфина в условиях 2003 года, необходимо этот показатель скорректировать на темпы инфляции и объем изменений Минфином России отчетных показателей. В результате приведенная в докладе цифра в 235,2 млрд.руб в условиях 2003 года эквивалентна 166,2 млрд.руб в условиях 2002 года.
3. Объем сокращения расходных обязательств местных бюджетов равен объему увеличения субвенций при расчете доходов при новой системе налогообложения и изменении расходных обязательств.
Таблица 1.
Доходы и расходы местных бюджетов в 2002 году
|
2002 (отчет) |
2002 (при новой системе налогообложения) |
2003 |
2005 |
Доходы |
707,8 |
680,2 |
|
|
Налоговые доходы, в т.ч. |
379,4 |
185,2
|
|
|
Налог на доходы физ. лиц |
|
136,5 |
|
|
Единый налог при упрощенной системе |
|
2,2 |
|
|
Единый налог для определенных видов деятельности |
|
18,7 |
|
|
Единый сельскохозяйственный налог |
|
0,2 |
|
|
Налог на имущество физ.лиц. |
|
1,8 |
|
|
Земельный налог |
|
24,7 |
|
|
Налог на рекламу |
|
1,1 |
|
|
Финансовая помощь, в т.ч. |
283,8 |
450,0 |
|
|
Субвенции |
64,3 |
230,5 |
|
|
Субсидии |
25,8 |
25,8 |
|
|
Дотации |
72,3 |
72,3 |
|
|
Дотации на выравнивание |
96,4 |
96,4 |
|
|
Средства по взаимным расчетам |
24,9 |
24,9 |
|
|
Неналоговые доходы |
44,6 |
44,6 |
|
|
|
|
|
|
|
Расходы |
728,3 |
728,3 |
|
|
Дефицит |
20,5 |
48,1 |
|
|
Установленные расходныеобязательства |
|
|
1412,1 |
|
Расходные обязательства в текущих условиях |
|
|
1059,9 |
1217,2 |
Собственные расходные обязательства в новых условиях |
|
|
824,7 |
904,4 |
Уменьшение собственных расходных обязательств местных бюджетов |
|
166,2 |
235,2 |
312,8 |
В Таблице 2 представлены вариантные расчеты последствий, предлагаемых изменений в Бюджетном и Налоговом кодексах, приведенные к условиям 2002 года.
Исходный вариант соответствует отчетным данным об исполнении местных бюджетов за 2002 год. Объем госполномочий в данном варианте определен экспертно.
В I варианте моделируется ситуация принятия поправок к Налоговому и Бюджетному кодексам в условиях 2002 года. Отметим, что сокращение налоговых доходов в первом варианте несколько превышает уменьшение собственных расходных полномочий муниципалитетов, и, соответственно, объем увеличения субвенций на исполнение государственных полномочий. Вследствие этого, доходы местных бюджетов в первом варианте сокращаются на 27,6 млрд. руб., и на эту же сумму увеличивается бюджетный дефицит. Объем бюджетного дефицита в первом варианте начинает превышать ограничения, предусмотренные Бюджетным Кодексом (статья 92). Это происходит также из-за резкого сокращения доли налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
Во втором варианте предполагается, что органы местного самоуправления получат средства на исполнение государственных полномочий в полном объеме. Объем недофинансирования определялся на основе данных из доклада Минфина на 2003 год, скорректированных на темп инфляции. Во втором варианте бюджетный дефицит также превышает ограничения, предусмотренные Бюджетным Кодексом.
Таблица 2
Сценарный расчет последствий принятия поправок к Бюджетному кодексу.
(по данным 2002 г., млрд.руб)
|
Исходный |
I |
II |
|
|
|
|
Расходы всего, в т.ч. |
728,3 |
728,3 |
977,1 |
Госполномочия(расчет), в т.ч. |
78,6 |
2 |
493,6 |
Собственные полномочия |
649,7 |
483,5 |
483,5 |
Доходы всего, в т.ч. |
707,8 |
680,2 |
929,0 |
Налоговые доходы, в т.ч. |
379,0 |
185,2 |
185,2 |
Регулирующие доходы |
248,1 |
54,6 |
54,6 |
Местные и закрепленные налоговые доходы |
130,9 |
130,6 |
130,6 |
Безвозмездные перечисления, в т.ч. |
283,8 |
450,0 |
594,5 |
Дотации |
72,3 |
72,3 |
72,3 |
Субвенции на осуществление государственных полномочий |
64,3 |
230,5 |
493,6 |
Средства по взаимным расчетам |
24,9 |
24,9 |
10,6 |
Дотации на выравнивание |
96,4 |
96,4 |
96,4 |
Субсидии |
25,8 |
25,8 |
25,8 |
Неналоговые доходы |
45,0 |
45,0 |
45,0 |
Дефицит |
20,5 |
48,1 |
48,1 |
В Таблице 3 приведен ряд аналитических показателей, рассчитанных на основе Таблицы 2.
Таблица 3
Аналитические показатели (%)
|
Исходный вариант |
I |
II |
Доля госполномочий в расходах |
10,8 |
33,6 |
50,5 |
Доля собственных расходов |
89,2 |
66,4 |
49,5 |
Собственные расходы |
100,0 |
74,4 |
74,4 |
Доля собственных доходов в доходах всего (все доходы без субвенций) |
90,1 |
66,2 |
46,9 |
Доля налоговых и неналоговых доходов в доходах всего |
59,9 |
33,8 |
24,8 |
Доля местных и закрепленных налоговых доходов и неналоговых доходов в доходах всего |
24,9 |
25,8 |
18,9 |
Доля субвенций в доходах |
9,1 |
33,8 |
53,1 |
Доходы (в % к исходному варианту) |
100,0 |
96,1 |
131,2 |