Внесенным депутатами Государственной Думы В. С. Плескачевским и М. Л. Шаккумом проект федерального закона № 395919-5 "О регулировании деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - законопроект) не просто предлагается изменение регулирования отношений по управлению многоквартирными домами в части уточнения целей управления многоквартирным домом, определением понятия "содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме", раскрытия информации управляющими организациями, раскрытия понятия "содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме", введения обязательного членства управляющей организацией в саморегулируемой организации, изменения состава административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений".
Судя по предложенному названию, законопроект, претендует на комплексное и исчерпывающее регулирование отношений по управлению многоквартирными домами. Но приведенное в статье 3 законопроекта определение понятия "управления многоквартирным домом" представляется очень узким. Кроме того, в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации это жилищные отношения, регулируемые жилищным законодательством. В Жилищном кодексе Российской Федерации регулированию этих отношений посвящены положения главы 6 "Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание таких собственников", разделы V "Жилищные и жилищно-строительные кооперативы", VI "Товарищество собственников жилья", VII "Плата за жилое помещение и коммунальные услуги" и специальным разделом VIII "Управление многоквартирными домами". Но в статье 2 законопроекта Жилищный кодекс Российской Федерации и акты жилищного законодательства прямо не упоминаются.[1] Предложенное законопроектом дробление регулирования отношений по управлению многоквартирными домами порождает коллизию, подрывает единство и непротиворечивость российской правовой системы.
ВЫВОД. В целом рассматриваемый законопроект:
- не основан на мировой практике передачи функций государственного контроля саморегулируемым организациям;
- ориентирован на усиление в закамуфлированной форме администрирования в сфере управления многоквартирными домами и уменьшение самостоятельности собственников помещений в многоквартирных домах при принятии решений в отношении общего имущества в многоквартирном доме и ответственности за такие решения;
- не скоординирован с предметом и положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании" и Жилищного кодекса Российской Федерации;
- не соответствует предшествующей государственной политике в сфере управления многоквартирными домами;
- приостановит развитие рыночных отношений в сфере управления многоквартирными домами, создаст препятствия для участия в управлении многоквартирными домами индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий;
- приведет к уменьшению доли многоквартирных домов, в которых реализуется способ управления управляющей организацией, т.к. часть таких организаций прекратит предлагать себя в качестве управляющих и будут позиционироваться как простые подрядчики при непосредственном управлении домом.
[1] Помимо этого, предложение регулировать деятельность по управлению многоквартирными домами федеральными стандартами не соответствует статье 12 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".