
Одним из негативных факторов, препятствующих развитию определенного сектора деловой активности, является наличие избыточных и (или) дублирующих либо слишком длительных административных процедур. Устранение таких административных барьеров способствует как росту инвестиционной привлекательности страны, так и снижению общего уровня коррупции. Одним из секторов, наиболее нуждающимся в снятии административных барьеров в России, является строительство. Об этом свидетельствуют как российские, так и зарубежные исследования.
В 2013 году Правительство Российской Федерации утвердило план мероприятий («дорожную карту») «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» (далее – «дорожная карта»). Одной из целей "дорожной карты" названо сокращение административных барьеров в строительстве, включая сокращение количества процедур, связанных с реализацией инвестиционно-строительных проектов, а также совокупного времени и расходов на их прохождение.
В качестве контрольных показателей реализации «дорожной карты» указанным распоряжением определены позиции в рейтинге Всемирного банка «Doing Business» [1] по показателю «Получение разрешения на строительство» (см. табл. 1).
Таблица 1
Контрольные показатели реализации «дорожной карты»[2]
| 
 Наименование контрольного показателя  | 
 На момент принятия «дорожной карты»  | 
 2014 год  | 
 2015 год  | 
 2018 год  | 
| 
 Позиция в рейтинге Doing Business по показателю «Получение разрешения на строительство»:  | 
 178  | 
 130  | 
 78  | 
 34  | 
| 
 количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство (штук)  | 
 42  | 
 32  | 
 15  | 
 11  | 
| 
 совокупное время прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство (дней)  | 
 344  | 
 200  | 
 130  | 
 56  | 
| 
 объем затрат, необходимых для получения разрешения на строительство (процентов от дохода на душу населения)  | 
 129  | 
 120  | 
 104  | 
 101  | 
По данным доклада «Ведение бизнеса – 2015: Больше, чем эффективность»[3] впервые отмечена существенная положительная динамика в позиции России по уровню административных барьеров в строительстве – со 178 на 156 место (см. табл. 2).
Таблица 2
Рейтинг Российской Федерации в исследовании «Doing Business » по показателю «Получение разрешений на строительство» в 2014-2015 гг. [4]
| 
 Показатели  | 
 DB 2014 (Россия по данным Москвы) 
  | 
 DB 2015 (Россия по средневзвешенным данным: Москва – 70%, Санкт-Петербург – 30%)  | 
 Справочно:  | 
|
| 
 DB 2015 Москва  | 
 DB 2015 Санкт-Петербург  | 
|||
| 
 Место в рейтинге  | 
 178  | 
 156  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Процедуры (количество)  | 
 36  | 
 19,8  | 
 21  | 
 17  | 
| 
 Срок (дни)  | 
 297  | 
 238,4  | 
 239  | 
 237  | 
| 
 Стоимость (% стоимости склада) [5] 
  | 
 89  | 
 1,9  | 
 2,0  | 
 1,6  | 
Таким образом, Российская Федерация за один год поднялась на 22 позиции:
- количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта, по версии Всемирного банка, сократилось на 16;
 - срок прохождения всех процедур сократился более чем на 58 дней.
 
Хотя пока фактические данные исследования далеки от контрольных показателей «дорожной карты», важно отметить существенные положительные результаты реформ, проводимых Правительством Москвы в части перехода на предоставление административных услуг в сфере строительства в электронной форме.
Переход на прохождение административных процедур в электронном виде предоставляет ряд преимуществ как для заявителей, так и для органов исполнительной власти. Основными преимуществами электронных административных процедур являются:
- возможность получения услуги из любой точки местонахождения
 - сокращение временных затрат и сроков обработки заявок на получение государственных услуг за счет автоматизации основных процессов;
 - прозрачность процедуры – возможность получения информации о ходе предоставления государственных услуг в режиме он-лайн;
 - снижение коррупционных рисков.
 - создание электронных реестров документов, формируемых в результате прохождения административной процедуры;
 - снижение коррупционных рисков.
 
Правительство Москвы приступило к реализации мероприятий по переходу на предоставление государственных услуг в сфере строительства в электронном виде в 2013 году и менее чем за 2 года достигло заметных результатов.
К настоящему времени из 14 государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и организациями, входящими в Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы (далее – Стройкомплекс Москвы) в электронном виде через Портал государственных и муниципальных услуг (функций) города Москвы доступны для получения12 услуг, или 86% всех таких услуг, в том числе:
1. Услуги Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы:
- подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков (согласно постановлению Правительства Москвы от 25 мая 2011 года № 229-ПП) ;
 - подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы 30 апреля 2013 года № 284-ПП) ;
 - предоставление сведений, содержащихся в интегрированной автоматизированной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города Москвы (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 января 2013 года № 2-ПП) ;
 - оформление паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений (согласно постановлению Правительства Москвы 28 марта 2012 года № 114-ПП) ;
 - согласование дизайн-проекта размещения вывески (согласно постановлению Правительства Москвы 28 марта 2012 года № 114-ПП) – предоставляется исключительно в электронной форме.
 
2. Услуги Комитета государственного строительного надзора города Москвы:
- выдача разрешения на строительство (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2012 года № 145-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме;
 - предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года № 611-ПП) ;
 - выдача разрешения на ввод объектов в эксплуатацию (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 апреля 2012 года № 145-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме;
 - подача застройщиками извещений о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года №611-ПП);
 - подача застройщиками извещений об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 17 сентября 2013 года №611-ПП).
 
3. Услуги Государственного автономного учреждения города Москвы « Московская государственная экспертиза»:
- проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (согласно постановлению Правительства Москвы от 21 марта 2013 года № 153-ПП) - предоставляется исключительно в электронной форме.
 
4. Услуги Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства:
- подача ежеквартальной отчетности застройщиков о деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (согласно постановлению Правительства Москвы от 3июля 2012г. №317-ПП).
К настоящему времени 4 процедуры предоставляются исключительно в электронной форме, а с 1 июля 2015 года планируется обеспечить переход на исключительно электронное предоставление следующих административных процедур:
- выдачу заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, с сокращением срока предоставления процедуры с 10 до 5 рабочих дней ;
 - подачу извещений о начале и (или) окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
 
Статистические данные за три года практики прохождения административных процедур в электронном виде свидетельствуют о стабильном росте количества обращений относительно прохождения административных процедур в строительстве в электронной форме.
По данным Стройкомплекса Москвы, по итогам 2013 года на прохождение административных процедур в сфере строительства в электронном виде подано 12% заявок от общего числа заявок на прохождение административных процедур в строительстве. В 2014 году этот показатель составил 33%, а за первый квартал 2015 года - 45% заявок.
Наиболее востребованными административными процедурами в указанной сфере являются:
- подготовка, утверждение и изменение градостроительных планов земельных участков;
 - подготовка и выдача свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства;
 - предоставление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
 - оформление паспорта колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений;
 - подача застройщиками извещений о начале и (или) окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
 
При этом стремительный рост показало количество заявок на получение заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в электронном виде: соответственно в 2013, 2014 и 2015 годах 33%, 57% и 98%.
В настоящее время предпринимателями и экспертами отмечается положительный результат проведенных мероприятий по переходу на электронное взаимодействие застройщиков и Стройкомплекса Москвы, что позволило сократить временные затраты при реализации инвестиционных проектов. Вместе с тем актуальность начатых реформ сохраняется, и прежде всего в части организации электронного взаимодействия застройщиков с организациями коммунального комплекса и электросетевыми организациями, процедуры которых составляют большую часть всех необходимых при строительстве процедур.
[1] http://russian.doingbusiness.org/
[2] План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательского климата в сфере строительства"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2013 г.№1336-р).
[3] См. доклад «Ведение бизнеса – 2015: Больше, чем эффективность». Показатели, представленные в данном докладе приведены по состоянию на 1 июня 2014 года http://russian.doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2015
[4] См. данные по России на русском языке: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia/
[5] Расчет стоимости на 2014 год производился в % от дохода на душу населения. В соответствии с изменением методологии исследования в 2015 году предполагается, что стоимость строительства склада равна 50-кратному среднему годовому доходу на душу населения. Таким образом, можно считать, что 89% от среднего годового дохода на душу населения эквивалентно 1,8% стоимость строительства склада.
