
В международной практике принцип устойчивого развития лежит в основе текущей повестки Организации Объединенных Наций. В соответствии с Резолюцией ООН от 25 сентября 2015 года № 70/1 устойчивое развитие представляет из себя комплекс мер, нацеленных на удовлетворение текущих потребностей человека при сохранении окружающей среды и ресурсов, то есть без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности
Полная версия отчета "Градостроительная политика устойчивого развития в российских городах" доступна по ссылке
Характеристики устойчивого развития, по замыслу, должны затрагиваться все аспекты общественной жизни, включая пространственное развитие городов и других населенных пунктов. В настоящее время установлено 17 целей устойчивого развития (ЦУР)[1], среди которых одиннадцатая цель – это "обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и устойчивости городов и населенных пунктов".
Одним из ключевых принципов российского законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (пункт 1 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также – ГрК РФ)). Понятие "устойчивое развитие территорий" определено в пункте 3 статьи 1 ГрК РФ:
"Устойчивое развитие территорий – обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений".
Также в указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года" определены семь национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года, которые по своему смыслу полностью соответствуют целям устойчивого развития:
- сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи;
- реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности;
- комфортная и безопасная среда для жизни;
- экологическое благополучие;
- устойчивая и динамичная экономика;
- технологическое лидерство;
- цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы.
Все перечисленные цели имеют отношение в том числе к устойчивому развитию городов, а достижение двух из них (третьей и четвертой) в существенной степени зависит от градостроительной политики.
В рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" установлены в том числе следующие подцели:
- улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах на 30 % к 2030 году и на 60 % – к 2036 году;
- устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда;
- обеспечение значимого роста энергетической и ресурсной эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленном и инфраструктурном строительстве.
В рамках национальной цели "Экологическое благополучие" установлены в том числе следующие подцели:
- формирование экономики замкнутого цикла, обеспечивающей к 2030 году сортировку 100 % объема ежегодно образуемых твердых коммунальных отходов, захоронение не более чем 50 % таких отходов и вовлечение в хозяйственный оборот не менее чем 25 % отходов производства и потребления в качестве вторичных ресурсов и сырья;
- поэтапное снижение к 2036 году в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека, в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.
Целью настоящего исследования является оценка соответствия реализуемой в российских городах градостроительной политики целям и принципам устойчивого развития городов.
Предмет анализа градостроительной политики в рамках настоящего исследования ограничен ввиду ограниченности доступной и сопоставимой информации для анализа, однако предпринята попытка совместить две задачи: оценить как фактические градостроительные процессы, так и выраженную в нормативных актах градостроительную политику на предмет соответствия целям и принципам устойчивого развития.
Для анализа отобраны десять крупных городов России: Вологда, Воронеж, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Самара, Сочи, Якутск.
В рамках настоящего исследования решены следующие задачи:
- разработана методология исследования (раздел 1 отчета);
- в соответствии с методологией проведена оценка фактических процессов развития выбранных городов с точки зрения соответствия целям и принципам устойчивого развития (раздел 2 отчета);
- в соответствии с методологией проведена оценка градостроительной политики выбранных городов с точки зрения соответствия целям и принципам устойчивого развития (раздел 3 отчета);
- проведено ранжирование городов по качеству фактических процессов развития города и качеству градостроительной политики с точки зрения достижений целей устойчивого развития (раздел 4 отчета).
[1] Устойчивое развитие // Департамент социально-экономического развития ООН. URL: https://sdgs.un.org/goals (дата обращения 15.07.2025).
