Опубликовано пользователем spravpotreb
В ноябре 2016 года был утвержден Приоритетный Национальный Проект «Формирование комфортной городской среды»[1], в рамках которого появилась идея комплексного благоустройства локальных общественных пространств. Под проектами комплексного благоустройства локальных общественных пространств понимается объединение инициативных групп граждан и организаций, которые имеют намерение произвести благоустройство своих общественных пространств (отдельный двор, объединение нескольких дворовых территорий, микрорайон и др.). В рамках подобных инициативных проектов предусмотрено софинансирование со стороны участников и частичное субсидирование со стороны федерального или регионального бюджета.
В инициативные группы могут входить не только граждане, являющиеся собственниками жилых помещений многоквартирных домов, но и собственники или арендаторы коммерческих помещений (как правило, это представители малого или среднего бизнеса), а также собственники нежилых зданий, которые находятся в зоне предполагаемого проекта по благоустройству территории.
Принимая во внимание, что финансирование таких проектов производится из нескольких источников, то актуален вопрос обособления средств участников проекта.
С целью обеспечения комплексного учета и эффективного расходования денежных средств участников проекта необходимо создание централизованного специализированного «фонда благоустройства», в котором будут аккумулироваться финансовые ресурсы из всех источников. Для этого необходимо открытие отдельного банковского счета уполномоченной участниками проекта организацией. В качестве уполномоченной организации может выступать управляющая организация (УК, ТСЖ, ЖСК. ТОС), либо некоммерческая или благотворительная организация.
Вместе с тем при перечислении средств участниками проекта существуют риски, связанные с их сохранностью, контролем и целевым расходованием. Например, при перечислении денежных средств на счет управляющей организации участники практически не имеют возможности контролировать их сохранность и целевое расходование. Наряду с этим существует риск, что при банкротстве или ликвидации уполномоченного лица денежные средства собственников попадут в общую конкурсную массу и собственники потеряют на них все права.
В качестве решения данной проблемы законодательство предлагает такой инструмент как номинальный банковский счет (ст. 860 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Данный счет открывается его владельцем в пользу бенефициара (допускается наличие нескольких бенефициаров). Для целей проекта благоустройства в качестве владельца счета может выступать уполномоченное юридическое лицо, а в качестве бенефициаров – участники проекта благоустройства. Согласно законодательству все права на денежные средства, поступающие на номинальный счет (даже в случае, если их вносит владелец счета), принадлежат бенефициарам.
Дополнительным преимуществом данного вида счета является возможность включения в договор обслуживания номинального банковского счета ограничений по типам операций, которые могут совершаться по указанию владельца счета. Помимо этого на банк может быть возложена обязанность контролировать использование владельцем счета денежных средств в интересах бенефициаров.
В настоящее время в подавляющем большинстве случаев номинальный счет открывается на имя опекуна (попечителя) для зачисления на него бюджетных и других выплат, причитающихся несовершеннолетним/недееспособным лицам. Бенефициаром средств, поступающих на номинальный счет, является несовершеннолетнее/недееспособное лицо, а владельцем данного счета его опекун (попечитель). При этом за опекуном законодательно закреплена обязанность ежемесячно предоставлять в органы опеки и попечительства отчетность о расходовании денежных средств бенефициара.
Таким образом, принимая во внимание достаточно ограниченную сферу применения данного вида банковского счета, лишь несколько кредитных организаций имеют такие виды счетов в своей продуктовой линейке. В основном это крупные банки с государственным участием (до 2015 года номинальные банковские счета имели право открывать только крупные банки с долей государственного участия в капитале в размере не менее 50%). Начиная с 2015 года, номинальные счета имеют право открывать все банки, участвующие в системе страхования вкладов. При этом существует условие, что совокупный объем денежных средств в одном банке не может превышать размер страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов (1,4 млн руб.).
Практика использования номинальных банковских счетов с целью обособления средств для финансирования проектов, в т. ч. по благоустройству, в настоящее время отсутствует.
[1] Паспорт Приоритетного Проекта был утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол №5 от 18 апреля 2017 года)