Вы здесь

Интервью “Ъ” замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса

Как будет расселяться аварийный фонд в рамках нового нацпроекта «Жилье», какие варианты индексации тарифов ЖКХ в 2019 году и дальнейшей работы ГИС ЖКХ предлагает Минстрой, а также возможно ли сокращение сроков отключения горячей воды, рассказал в интервью “Ъ” замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

— Тема расселения аварийного жилья становится одним из направлений нацпроекта «Жилье и городская среда» — чем обусловлено придание такого статуса этой программе?

— Если в 2008 году в год страна расселяла 0,8 млн кв. м, то после создания Минстроя в 2013 году мы вышли на уровень 1 млн кв. м в год, а к 2014 году — уже 2,96 млн кв. м за счет радикальной перестройки системы управления. Сейчас задача по расселению аварийного жилья, признанного таковым до 2012 года, выполнена на 98,7% — это одна из самых успешных госпрограмм. Тогда почему она снова стоит в приоритетах? В середине прошлого века страна активно застраивалась, и сейчас срок эксплуатации домов (особенно массовых серий) близок к завершению, а значит, необходимо сносить эти дома. Поэтому задача по расселению аварийного жилья стала задачей в указе президента и в нацпроекте. Программа расселения — это еще и элемент поддержки спроса на рынке недвижимости, увеличения объемов строительства жилья и формирования другой городской среды.

Как будет расселяться аварийный фонд в рамках нового нацпроекта «Жилье», какие варианты индексации тарифов ЖКХ в 2019 году и дальнейшей работы ГИС ЖКХ предлагает Минстрой, а также возможно ли сокращение сроков отключения горячей воды, рассказал в интервью “Ъ” замминистра строительства и ЖКХ Андрей Чибис.

— Тема расселения аварийного жилья становится одним из направлений нацпроекта «Жилье и городская среда» — чем обусловлено придание такого статуса этой программе?

— Если в 2008 году в год страна расселяла 0,8 млн кв. м, то после создания Минстроя в 2013 году мы вышли на уровень 1 млн кв. м в год, а к 2014 году — уже 2,96 млн кв. м за счет радикальной перестройки системы управления. Сейчас задача по расселению аварийного жилья, признанного таковым до 2012 года, выполнена на 98,7% — это одна из самых успешных госпрограмм. Тогда почему она снова стоит в приоритетах? В середине прошлого века страна активно застраивалась, и сейчас срок эксплуатации домов (особенно массовых серий) близок к завершению, а значит, необходимо сносить эти дома. Поэтому задача по расселению аварийного жилья стала задачей в указе президента и в нацпроекте. Программа расселения — это еще и элемент поддержки спроса на рынке недвижимости, увеличения объемов строительства жилья и формирования другой городской среды.

— Ранее в правительстве говорили о другом механизме расселения, поскольку в бюджете на это уже не было денег. В рамках нацпроекта из федерального бюджета на программу планируется выделить 433 млрд руб. на шесть лет. Почему изменился подход?

— Суммы сейчас уточняются в правительстве. С учетом того что с января 2012 года уже официально признаны аварийными 13 млн кв. м жилья, очевидно, что регионы самостоятельно решить эту задачу не смогут. Мы добились выделения необходимых средств — финансовый рычаг обязательно нужен для запуска программы. Минстрой заблаговременно внес законопроект о постоянно действующем механизме, но в рамках дискуссии пока решено идти поэтапно: запускать программу по старой схеме, чтобы обеспечить необходимые темпы расселения, и постепенно донастраивать законодательство для создания новых механизмов. Запуском новой программы займется Фонд ЖКХ. Срок его работы считаем правильным продлить на шесть лет плюс мы предлагаем трансформировать фонд в постоянно действующий институт развития, эту идею поддерживает наш министр Владимир Якушев. Думаю, что рано или поздно это произойдет, а пока перед фондом ставятся конкретные задачи: выполнение программы расселения аварийного жилья, участие в проектах «Чистая вода» и модернизация очистных сооружений в рамках оздоровления реки Волга, которые мы запускаем рамках нацпроекта «Экология».

— Аварийное жилье появляется примерно теми же темпами, что и расселяется. Как будет решаться эта проблема и какие целевые показатели будут в новой программе?

— Надо подождать утверждения паспорта проекта — тогда можно будет точно сказать, сколько к 2024 году должно быть расселено жилья. Но в целом задача — сделать так, чтобы ежегодно расселялось больше, чем признается аварийным (около 2 млн кв. м в год). Темпы признания аварийными достаточно высокие — если бы мы не запустили систему капремонта, они были бы галопирующими. Система капремонта обеспечила сдерживание скорости вывода домов из эксплуатации. Это был непростой проект (новый платеж всегда чувствителен для населения), но другого пути просто не было. И сегодня этот механизм очевидно работает: уже отремонтировано больше 124 тыс. домов, это каждый шестой дом в стране.

— Какова позиция Минстроя по индексации тарифов ЖКХ в связи с повышением НДС с 2019 года?

— Как только появилось решение о повышении НДС, Минстрой поднял проблему тарифов ЖКХ. Надо понимать, что ресурсоснабжающие организации не имеют никакой другой строки дохода, кроме тарифа, а тариф формируется так, что каждая копейка, получаемая ресурсником, была обоснована — это зарплаты, покупка топлива, необходимые ремонты. То есть дополнительные, непредвиденные расходы для ресурсоснабжающей компании — это катастрофа: им просто неоткуда взять дополнительные средства. Расходы, не учтенные в тарифе, приведут к массовым банкротствам, а значит, замерзающим городам, проблемам с водоснабжением. Более того, ежегодное плановое повышение тарифов — в июле, а рост НДС — в январе, первые полгода могут стать для коммунальщиков критическими. Мы предлагали два варианта выхода из ситуации. Первый: хотя бы часть дополнительных расходов компенсировать из бюджета, ведь налоги в него и идут. Второй: компенсация в рамках тарифных решений. Сейчас дискуссии еще продолжаются, но, надеюсь, в ближайшее время будет принято окончательное решение...

Полный текст: Коммерсант от 11 сентября 2018 года

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация

Закрыть