Законопроект затрагивает ключевые принципы жилищного строительства страны
В России обсуждается новый законопроект, предлагающий запретить строительство многоэтажных домов в населенных пунктах с дефицитом транспортной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры выше 50%. Ограничение планируется ввести до 2030 года. Закон вызвал широкий резонанс среди представителей отрасли: эксперты оценивают его социально-экономические последствия и влияние на рынок жилья.
Возможен ли дефицит жилья и рост цен из-за запрета
В России может вступить в силу запрет на возведение многоэтажных домов в населенных пунктах с инфраструктурным дефицитом свыше 50%. Соответствующий законопроект депутатов Госдумы РФ предполагает внесение изменений в Градостроительный кодекс. Согласно предлагаемому нововведению, разрешения на строительство многоэтажных жилых комплексов не будут выдавать в населенных пунктах, где недостаточно развит транспорт, жилищно-коммунальная и социальная инфраструктура, если ее дефицит превышает установленный порог. Предполагается, что решение о выдаче разрешения будет принимать региональный исполнительный орган после обязательной оценки состояния инфраструктуры, проводимой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
"Известия" направили запрос в аппарат вице-премьера Марата Хуснуллина, в Минстрой РФ, в "Дом.РФ" с просьбой дать заключения на законодательную новеллу.
Член Общественного совета при Минстрое России Илья Пономарев указывает на срочную необходимость этой законодательной инициативы, однако признает, что проблему необходимо решать во всей ее полноте.
Эксперт отмечает, что и коммунальные аварии прошлой зимы в значительной степени обусловлены практикой локальных решений без увязки со сложными макросистемами в сфере энергетики, транспорта и прочего.
Руководитель комиссии в сфере жилищной политики ОС при Минстрое России, президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева отмечает необходимость учитывать региональные нормативы и механизм взаимодействия застройщиков с городом:
— Потребность в социальной инфраструктуре определяется региональными и местными нормативами градостроительного проектирования, которыми устанавливаются как минимально необходимый уровень обеспеченности населения такими объектами, так и максимально допустимый уровень их территориальной (временной) доступности, — комментирует эксперт.
По ее мнению, сам по себе запрет на жилищное строительство вряд ли простимулирует решение проблемы накопленного дефицита инфраструктуры. В этом случае иного источника для ликвидации дефицита, кроме бюджета, не будет. Более того, будет увеличиваться дефицит жилья, а значит расти — и цены на него, сказал она.
Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков, кроме ожидаемого роста цен, видит и еще одну возможную проблему.
— Люди могут начать покидать регионы с ограниченным строительством и высокими ценами в поисках более доступного жилья в других регионах, что может привести к уменьшению рабочей силы в регионе. Также запрет на строительство многоэтажек может привести к тому, что существующие жилые комплексы попросту будут перегружены, — указывает он.
Альтернатива локальным запретам
Заведующий кафедрой "Архитектура жилых зданий" Московского архитектурного института Александр Цыбайкин отмечает, что вопрос о социально-экономических последствиях — своевременный, так как запрет на строительство многоэтажных домов не заставит застройщиков применять дома средней этажности, но только еще раз разрешит строительство высотных жилых домов.
Риски заморозки строительства и роста стоимости жилья
Руководитель ЕРЗ.РФ Кирилл Холопик сомневается в жизнеспособности инициативы и отмечает, что государство свои обязанности по созданию социальной и инженерной инфраструктуры перекладывает на застройщиков. А без них эта инфраструктура не будет создана, считает он.
Социальная нагрузка и потенциал малоэтажного строительства
Управляющий партнер Penny Lane Realty Андрей Садо делится взглядом на влияние законопроекта на качество городской среды.
— Социальная нагрузка на культурные объекты и парки измеряется через опросы руководителей детских садов и школ, которые сообщают о свободных местах и очередях. Эти данные могут проверять социальные службы, органы опеки и префектуры. Необходимо учитывать нагрузку на инженерные системы жилых домов, особенно при строительстве многоэтажек.
Эксперты Urban Awards выделяют ключевые недостатки законопроекта. Во-первых, ни в тексте законопроекта, ни в пояснительной записке к нему не прописан набор критериев: речь идет только о "соответствии потребностям населения". Во-вторых, норма в 50% дефицита выбрана совершенно произвольно, и непонятно, как она будет вычисляться: по каждому типу инфраструктуры в отдельности или по всей их совокупности.
— В-третьих, удивляет взятый масштаб — населенный пункт, — отмечают в Urban Awards. — Если это село или поселок, то он вполне приемлем, но если речь идет о сколько-нибудь значительном городе, то он теряет всякий смысл.