Фонд "Институт экономики города" разработал Стандарт управления многоквартирными домами (МКД). О чем этот документ и почему он важен, директор Направления "Городское хозяйство" ИЭГ Ирина Генцлер рассказала на XXI Международной выставке "ЖКХ России"
Законодатели не первый год работают над реформированием сферы ЖКХ и уже приняли десятки нормативно-правовых актов, касающихся деятельности управляющих организаций (УО) и ТСЖ, напомнила представитель ИЭГ.
Тем не менее проблема взаимодействия с жителями, по словам Ирины Генцлер, до сих пор остается острой, и в ее решении должен помочь новый Стандарт.
Эксперт подчеркнула, что этот документ — не закон и не ГОСТ, а методическое пособие. Его цель — не навязать регламенты, а объяснить:
- что входит в услуги УО;
- какие обязанности закреплены за собственниками помещений;
- какой результат должен быть достигнут и как его оценить.
Одна из ключевых идей методички — разграничение понятий "содержание" и "управление". Многие собственники недвижимости считают, что они едины и состоят из уборки, ремонта, аварийных вызовов. На самом деле это только часть обязанностей УО.
Стандарт определил "управление" как комплекс совместных действий собственников помещений и профессиональной УО, который включает:
- анализ состояния МКД;
- ведение и актуализацию документации;
- планирование кратко- и долгосрочных работ;
- организацию и контроль исполнения;
- взаимодействие с собственниками помещений, поставщиками ресурсов и органами власти.
Методическое пособие систематизирует услуги по управлению домом и делит их по следующим ключевым направлениям:
- техническая документация и оборудование;
- информация о собственниках и жителях;
- формирование и обновление реестров;
- планирование содержания и ремонта;
- оценка состояния, подготовка решений;
- организация работ, контроль за их выполнением, взаимодействие с подрядчиками, составление актов, мониторинг качества, обратная связь;
- предотвращение аварийных ситуаций, информирование о них, устранение последствий, анализ;
- контроль поставщиков коммунальных услуг, урегулирование споров, передача показаний приборов учета;
- финансовое планирование, бюджетирование, распределение затрат, отчетность;
- созыв общих собраний, уведомление об их проведении, оформление протоколов, передача решений.
Внутри каждого блока в Стандарте подробно расписаны конкретные услуги:
- что именно делает УО;
- по каким требованиям;
- в какие сроки;
- каким должен быть результат.
Чем методичка поможет на практике?
Разработчики считают, что она принесет пользу и собственникам помещений в МКД, и УО.
Жители смогут:
- формировать осознанные требования, появится четкое понимание, какие услуги необходимы и зачем включать их в договор управления;
- благодаря описанию ожидаемых результатов выполнения работ, оценивать их качество;
- готовиться к собраниям, составлять повестку дня и аргументировать необходимость тех или иных решений;
- добиваться прозрачности и отчетности.
- УО получат следующие возможности:
- при объяснении структуры платы на основе пособия они смогут подробно показать, какие действия входят в управление и из чего складывается их стоимость;
- в формировании долгосрочных отношений с собственниками обеспечить прозрачность работы и понятные критерии;
- в конфликтных ситуациях — предоставить жителям детализированные планы и достигнутые результаты, что снизит недовольство и повысит лояльность.