Вы здесь

И. В. Генцлер выступила с докладом на круглом столе "Прозрачность, доступность и достоверность информации как одно из условий устойчивого функционирования ЖКХ"

Дата публикации: 23.05.2025

В рамках Сибирского аудиторского форума Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по ЖКХ, строительству и дорогам совместно с Комитетом Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству провели Круглый стол "Прозрачность, доступность и достоверность информации как одно из условий устойчивого функционирования ЖКХ"

Экспертами проводилось обсуждение возможности перехода к системе саморегулирования управляющих компаний, занимающихся управлением многоквартирными домами (МКД). Влияние изменений налогового законодательства на экономическую деятельность управляющих компаний, выявление необходимости внесения поправок в существующие нормы и правила, а также обсуждение роли и поддержки, которую может оказать аудиторское сообщество в этом процессе.

В заседании приняли участие заместитель губернатора Новосибирской области О. П. Клемешов, председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ Г. Ю. Дзюба, представители комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, министерства жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, мэрии города Новосибирска, Общественной палаты Новосибирской области, УФНС России по Новосибирской области, Общественного совета при ГЖИ НСО, общественных и управляющих организаций, аудиторских компаний.

О. П. Клемешов обратился с приветственным словом к присутствующим. Он отметил, что собрание, состоящее из аудиторов, экспертов, руководителей, управляющих компанией, надзорных органов, позволяет не только обсуждать, но и находить те решения, которые нужны сегодня для повышения качества жизни граждан. "Сфера ЖКХ — это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Поэтому все эти вопросы требуют постоянной донастройки - как в принятии нормативных актов, так и при повседневной работе. Я думаю, что сегодня мы, заслушав доклады, найдем правильные решения, которые позволят управляющим компаниям стабильно работать и развиваться, ну а нашим жителям жить в комфортном условии", - сказал он.

И. В. Генцлер, директор Направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города", в своем выступлении рассказала, как благодаря стандартам можно изменить подходы к взаимодействию между собственниками и управляющими компаниями, как сделать их более эффективными и конструктивными.

Эксперт отметила, что каждый индивидуально пользуется огромным количеством услуг и покупает товары. При этом нашим интересам никак не вредит то, что все эти товары и эти услуги продают или оказывают предпринимательские лица. Почему вдруг сфера ЖКХ должна каким-то другим образом строиться? Совершенно нормально, что на смену, например, государственным муниципальным организациям пришел частный бизнес.

В данном случае проблема не в том, что бизнес частный, а в том, что этот бизнес не сумел со своим потребителем построить нормальные отношения.

Когда речь идет о многоквартирном доме, то мы каждый не выступаем отдельно в качестве потребителей, по крайней мере, услуг по управлению и работ по содержанию дома. Мы вынуждены выступать как некий коллективный собственник общего имущества.

Собственники все еще оказываются не готовы к тому, чтобы единым лицом выступать во взаимоотношениях с управляющей организацией. Мы все непрофессионалы в управлении недвижимостью, не можем сформулировать заказ как собственники и в этом смысле сильно зависим от второй стороны - от управляющей организации.

В отношении тарифов законодатель говорит, что по договору управления одна сторона заказывает услуги/работы в соответствии с определенным перечнем, другая заплату их выполняет.

"На мой взгляд, не может быть понятия тариф в части управления и содержания жильем. Вот этот так называемый условно тариф или плата, они очень похожи на чек, на сумму в чеке, когда мы покупаем продукты в супермаркете. У нас нет вопроса к сумме, которую мы должны на кассе заплатить. Почему? Потому что мы сами в эту картинку положили то, что нам нужно. Мы видели цену, которая по каждой позиции в магазине обозначена. И у нас нет вопроса, почему в итоге нужно заплатить столько. И у нас совершенно другая ситуация в управлении содержанием жильем", - сказала Ирина Валентиновна.

В редких случаях у управляющей организации есть так называемый прейскурант или прайс-лист, где каждая услуга, каждая работа расценена и можно очень легко посчитать для дома конкретно, сколько денег нужно для того, чтобы домом управлять и дом содержать. Чаще мы имеем дело с цифрой непонятного происхождения, откуда возникают взаимные претензии и конфликты между собственниками и управляющими организациями.

Для того, чтобы помочь управляющим организациям вести информационную работу с собственниками, а самим собственникам помочь самообразовываться, чтобы понимать, что они должны заказывать, что они должны контролировать, было предложено подготовить определенные стандарты.

Тема стандартов сейчас активно обсуждается, потому что она определена в стратегии развития сферы строительства ЖКХ и Институт экономики города последние два года занимался тем, что разрабатывал стандарты:

"Стандарт услуг управления многоквартирным домом: для собственников и управляющих";

"Стандарт содержания многоквартирного дома: для собственников жилья и управляющих".

Такие стандарты дают возможность самим собственникам разобраться, что скрывается под словами, которые управляющие организации используют, в том числе в тексте договора, и дать им понимание, что большая часть услуг и работ, они действительно необходимы.

 

Статья целиком на сайте "Объединенный Жилищно-Коммунальный Совет" от 15 мая 

Структурное направление: 
Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть