Вы здесь

Насколько мы стали богаче. Исследование ИЭГ

Дата публикации: 06.10.2025

За двадцать лет россиянам стали намного доступнее продовольственные товары и простые "непроды" — благодаря бурному развитию отечественного производства и логистики. Но покупка бытовой техники, автомобилей и недвижимости все еще остается проблемой

"Монокль" провел собственное исследование, сравнив средние зарплаты россиян в 2005 и 2025 годах со средними же ценами на ключевые товары и услуги

Выяснилось вот что.

Пересчет средних зарплат в единицы товаров показывает, что за последние двадцать лет рост трудовых доходов во всех децилях был действительно значительным: средняя зарплата выросла в среднем в 11 раз, а у самой нижней группы — более чем в 22 раза, тогда как цены на базовые продукты питания выросли в 3–5 раз. Соответственно, продовольственная корзина стала намного доступнее.

Иной оказалась ситуация с непродовольственными товарами. Да, серьезный рост благосостояния заметен и здесь. Но вот купить бытовую технику — телевизор, холодильник — все еще непросто.

Сфера услуг демонстрирует схожую динамику. Коммунальные платежи, медицина, образование — все это стало реально доступнее.

Цены на повседневность

Чему мы обязаны ростом реального "товарного" благосостояния?

Продовольственные и простые непродовольственные товары стали доступнее по ряду причин: рост номинальных зарплат, развитие отечественных производств и импортозамещение, расширение ретейл-сетей, улучшение логистики и распространение маркетплейсов.

Во-первых, доступность продовольствия — это прежде всего следствие импортозамещения и развития российских производств, подчеркивает младший научный сотрудник Центра стратегических исследований экономического факультета РУДН Ярослав Дубенков.

Рост конкуренции стимулирует продавцов удерживать цены и расширять ассортимент.

Во-вторых, с середины 2000-х началось активное расширение федеральных торговых сетей — "Магнит", Х5 Group, "Лента" — и магазинов "шаговой доступности" — "Верный", "Красное & Белое" и другие.

Наконец, росту доступности многих базовых товаров поспособствовали маркетплейсы, которые помогают производителям реализовать этот "широкий ассортимент" на территории всей страны.

Техника и авто: все еще роскошь

Сейчас люди реже обновляют технику, дольше ездят на старых автомобилях, чаще откладывают крупные покупки, покупают не то, что хотят, а то, что сломалось.

Увеличение срока эксплуатации характерно и для автомобилей.

Более того, обилие китайских марок не сделало автомобили намного доступнее для населения.

Недвижимость: минимальная доступность

Средняя цена квадратного метра на вторичном рынке жилья в 2005 году составляла около 22 тыс. рублей. Гражданину с минимальным средним доходом 1090 рублей понадобилось бы больше 100 лет, чтобы накопить на двухкомнатную квартиру площадью 60 кв. м при условии, что в накопление уходила бы вся заработная плата; более обеспеченному человеку из шестого дециля с зарплатой 6118 рублей пришлось бы копить чуть более 18 лет, а наибольший средний доход — 27 105 рублей — потребовал бы около четырех лет. В 2025 году ситуация иная, на первый взгляд жилье стало доступнее. Квадратный метр на вторичном рынке теперь стоит в среднем 128 тыс. рублей, и россиянин из нижнего дециля накопит на ту же квартиру за 26 лет, из среднего — за 10 лет, из верхнего — за два года.

Кроме того, по данным Института экономики города, коэффициент доступности жилья снизился с 4,6 в 2006 году до 3,3 в 2025-м, то есть сейчас семья из трех человек, откладывая весь свой доход, может накопить на стандартную квартиру на 1,3 года быстрее, чем 20 лет назад. Однако по сравнению с товарами и услугами рост доступности недвижимости не так уж и высок. Причин тому несколько: льготная ипотека и инвестиционный спрос, разгоняющие рост цен, а также отсутствие в сфере строительства значимых инноваций, которые позволили бы серьезно удешевить возведение новых домов без потери качества. Конечно, тут нужен более подробный анализ — возможно, свою роль играет, помимо прочего, слишком высокая стоимость земли, низкая производительность труда и т. д.

Услуги: труд решает

В то время как продовольственные товары за двадцать лет стали доступнее в среднем в 2‒4 раза, а непродовольственные вообще в 6‒12 раз, услуги для россиян с наименьшим доходом выросли в доступности в 3,4 раза, а для более обеспеченных групп населения всего в 1,7 раза.

В заключение отметим, что на горизонте двадцати лет благосостояние группы с наименьшим средним доходом в пересчете на штуки и килограммы товаров росло быстрее, чем благосостояние более обеспеченных слоев. У более богатых групп доступность выросла в два раза меньше, чем у первого дециля, по всем категориям. Можно сделать вывод, что как раз наименее обеспеченные россияне за двадцать лет повысили свое благосостояние больше всех.

 

Статья целиком на сайте "Монокль" от 29 сентября

Фото "Монокль"/ Игорь Шапошников

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть