Вы здесь

Регионы объединили в семь кластеров по ситуации с жильем. Н. Б. Косарева о своевременности решения

Дата публикации: 27.06.2022

Адаптация мер поддержки жилищного строительства в зависимости от ситуации в конкретном регионе предусмотрена в проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ до 2030 года. Власти объединили регионы в семь кластеров

Применение недифференцированных мер поддержки жилищного строительства без учета фактической ситуации в регионах может привести к нарушению баланса спроса и предложения и снижению объемов строящегося жилья либо его доступности, отмечается в проекте стратегии. Для получения наибольшего эффекта от использования бюджетных средств предлагается определить семь основных региональных кластеров с примерно одинаковыми тенденциями спроса и предложения жилья. Такой подход позволит обеспечить последующее адресное применение системных мер поддержки жилищного строительства, а также к 2030 году создать баланс спроса и предложения в большинстве регионов.

Дифференциация мер поддержки жилищного строительства по семи основным региональным кластерам представляется обоснованным и давно назревшим подходом, отмечает президент Фонда "Институт экономики города" Надежда Косарева. Эксперты давно критиковали практику предыдущих лет, когда ко всем регионам предъявлялись единые требования по увеличению объемов жилищного строительства вне зависимости от того, может ли такой объем жилья быть обеспечен спросом или нет. Разбивка регионов по кластерам выглядит вполне соответствующей сегодняшним тенденциям. Спорным, по мнению эксперта, может быть лишь отнесение к "сложным рынкам" Дагестана, так как за последнее десятилетие здесь отмечается прирост населения на 9%.

На сбалансированных рынках имеет смысл направить больше бюджетных средств на поддержку групп населения, которым недоступна покупка жилья (например, развивать сегмент некоммерческого и социального найма), отмечает Косарева. На несбалансированных, к которым, по сути, относятся все остальные кластеры, могут быть реализованы самые разные меры. Если предложение не удовлетворяет спрос, необходимо сосредоточить меры на создании условий для увеличения жилищного строительства. Если предложение избыточно, то следует уже обратить внимание на создание более общих социально-экономических условий для снижения оттока населения. Если же отток населения имеет рациональные причины (например, переезд из районов Крайнего Севера в более южные регионы), и уже имеется необходимый жилищный фонд, то, скорее, требуется обновление аварийного и ветхого жилья путем поддержки проектов комплексного развития уже застроенных территорий, в том числе с формированием арендного жилищного фонда, нежели просто новое жилищное строительство.

Региональные кластеры не должны быть раз и навсегда зафиксированы, необходим постоянный мониторинг ситуации, считает Косарева. Более того, ситуация в регионе в среднем не всегда отражает ситуацию на локальных рынках жилья, которые существенно различаются внутри одного региона. Поэтому мониторинг и анализ должны проводиться на уровне городских агломераций, крупных городов, малых городов и сельских поселений, и меры по поддержке также должны быть дифференцированы в зависимости от ситуации на локальных рынках.

О планах поддержки строительства в регионах по принципу кластеризации рассказывал в середине февраля на совместном заседании комиссии Госсовета и коллегии Минстроя вице-премьер Марат Хуснуллин. При разделении регионов на кластеры учитывались такие показатели, как количество строящегося жилья, свободных квартир на рынке, покупательская способность населения, доля социального жилья, сколько строится по госпрограммам и сколько выделяется средств на ту или иную поддержку. "Это совершенно новый подход к развитию регионов с точки зрения, где нужно строить, где не нужно, где какими мерами нужно поддерживать", - подчеркивал Хуснуллин.

Ситуация со строительством жилья в регионах

Кластер 1. Динамичные рынки: высокий приток и темпы роста населения при больших объемах ввода жилья, не покрывающих спрос и приводящих к низкой доступности. Например: Москва, Калининградская и Московская области.

Кластер 2. Сбалансированные рынки: приток населения и большие объемы ввода жилья приводят к балансу спроса и предложения при высоком уровне доступности такого жилья. Например: Белгородская, Воронежская, Калужская, Ростовская области.

Кластер 3. Несбалансированные рынки с дефицитом жилья: отток населения и низкие объемы ввода жилья, не покрывающие спрос, приводят к низкой доступности жилья. Например: Республика Алтай, Республика Мордовия, Республика Тыва.

Кластер 4. Регионы догоняющего развития: снижение численности населения и избыточное предложение с положительной динамикой в сторону баланса. Например: Нижегородская, Тверская области.

Кластер 5. Рынки с избыточным предложением: снижение численности населения и доходов, низкие объемы ввода жилья при избыточном предложении на рынке и высоком уровне доступности жилья. Например: Брянская, Ивановская и Костромская области.

Кластер 6. Несбалансированные рынки с нехваткой доходов: снижение численности населения при активном снижении доходов, а также низких объемах ввода жилья и среднем уровне доступности. Например: Республика Марий Эл и Пермский край.

Кластер 7. Сложные рынки: активное снижение численности населения и наиболее низкие объемы ввода жилья. Например: Республика Дагестан, Камчатский и Хабаровский края.

 

Статья целиком на сайте "Российская газета" от 27 июня

Фото Максим Блинов/ РИА "Новости"

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Пресса

Закрыть