Вы здесь

Т. Д. Полиди: "Строительство, к сожалению, не является отраслью создания инноваций"

Дата публикации: 25.11.2021

Строительный сектор всегда находится в центре внимания граждан, бизнеса, государства. В отличие от инфляции, курсов валют или уровня безработицы – весьма важных, но эфемерных параметров, которые можно представить, но не увидеть, – строительные процессы касаются каждого, и наблюдаем мы их ежедневно

Поэтому весьма ожидаемо то, что управление градостроительным развитием часто используется как основной инструмент для решения широкого класса задач: жилищной политики ("доступное жилье – каждой семье"), социально-экономического развития ("строительство – локомотив экономики"), экологической политики (вывод из городов вредных производств и редевелопмент территорий) и др.

Насколько сегодня возможности строительного сектора соответствуют задачам повышения качества жилья, других объектов, городской среды и экономического роста?

По данным Росстата, по состоянию на 2020 г. строительство вносит в экономику России 5,1%. Совокупная рыночная капитализация только жилищного фонда в городах составляет, по оценкам фонда "Институт экономики города", в среднем 3 годовых объема их ВГП (валовой городской продукт). Но в данном случае речь уже идет не о вкладе строительства в экономику, а о вкладе всех экономических субъектов – граждан, бизнеса, государства – в недвижимость, т. е. в основной капитал, который используется во всех сферах (гражданами – для проживания, бизнесом – для производства, государством – для выполнения своих функций). Такие инвестиции в жилые и нежилые объекты ежегодно составляют уже около 9,7% ВВП. То есть, несмотря на скромный вклад непосредственно строительства в ВВП (учитывается стоимость строительных работ, а не зданий), роль капитальных активов в виде недвижимости в экономике уже гораздо выше.

Что же касается самого строительного бизнеса, то его показатели пока существенно отстают от многих отраслей российской экономики.

Так, в 2011–2020 гг., по данным Росстата, производительность труда в строительстве сократилась на 4,6%, тогда как в среднем по экономике она возросла на 13,5%, а, например, в обрабатывающей промышленности – на 30,4%, в сельском хозяйстве – на 38,5%. Проблема относительно более низкой производительности труда в строительстве не является уникальной для России, она наблюдается во многих странах. Так, по данным Monitor Deloitte Analysis и ОЭСР, с 1996 по 2019 г. в ЕС производительность труда в строительстве не изменилась, тогда как в среднем по экономике она возросла на 20%, а в обрабатывающей промышленности – на 70%.

Причина – во всем мире строительство, к сожалению, не является отраслью создания инноваций. Так, например, в России доля инновационной продукции в строительстве составляет лишь 0,6%, а в целом в экономике страны – 5,7%. Бизнес в сфере строительства крайне мало инвестирует в свой основной капитал – всего 782 млрд руб. в год, или 14,3% от валовой добавленной стоимости строительства. Это ниже, чем в экономике России в целом: инвестиции в основной капитал составляют 19% от ВВП.

Из 782 млрд руб. инвестиций строительного бизнеса в основной капитал практически 100% – инвестиции в стандартные машины и оборудование, а не в новые технологии и процессы управления (нематериальные активы): в роботизацию, диджитализацию, искусственный интеллект и машинное обучение, интернет вещей, 3D-принтинг, блокчейн, big data и т. д.

Согласно оптимистическим прогнозам социально-экономического развития, российская экономика должна выйти на траекторию устойчивого экономического роста в 3% ежегодно. Минэкономразвития России предполагает, что такой рост будет достигнут за счет ускорения инвестиционных процессов, т. е. роста доли инвестиций от ВВП с 19 до 24% к 2030 г. При таком прогнозе доля строительства в ВВП к 2030 г., по оценке фонда "Институт экономики города", может составить не 5%, а 7–7,5%, т. е. объем сектора в реальном выражении может возрасти на 40–50%.

Конечно, в случае реализации такого оптимистического сценария строительная отрасль получит новые источники роста, однако реализация этого потенциала будет зависеть от того, удастся ли осуществить прорыв в росте производительности труда и смене технологического уклада. При положительном развитии событий в следующие 10 лет у строительства есть шансы компенсировать потери прошлых лет, нарастить производительность труда, увеличив долю высококвалифицированного труда, инвестиции в нематериальные активы (разработки, технологии).

С учетом того что в мире уже не стоит вопрос о цифровизации – идет речь лишь о ее скорости, важно создать условия для такой цифровизации в сфере строительства: исключение избыточных требований технического регулирования, не позволяющих даже апробировать цифровые технологии, использование экспериментальных правовых режимов для поощрения компаний – инициаторов технологического обновления, постепенный переход от государственного контроля и надзора в строительстве к ответственности профессионалов (строителей, проектировщиков и др.) и страхованию такой ответственности.

Ничего из перечисленного невозможно сделать в условиях слабой конкуренции между застройщиками: в крупных агломерациях, по разным оценкам, 50% рынка принадлежит 5–10 крупнейшим группам компаний, а на десятки малых застройщиков приходится не более 10% рынка. История экономических исследований показала, что экономический рост и конкуренция суть неразрывные вещи.

 

"Ведомости" от 24 ноября

Регион: 
Российская Федерация
Категория: 
Публикации

Закрыть