Новая модель развития исправит диспропорции
Фонд «Институт экономики города» сделал исследование, попытавшись разобраться в уровне влияния пространственной инфраструктуры столицы на особенности его экономики. Оно было подготовлено в рамках проекта "Археология периферии" по заказу Московского урбанистического форума и впервые представлено на форуме в декабре 2013 года.
Современная Москва — это город-государство, представляющий пятую часть экономики России. Являясь 25-й экономикой мира, сопоставимой по размеру ВВП с такими странами, как Швеция и Норвегия, столица обеспечивает 15 миллионам жителей самый высокий в России уровень благосостояния и качества жизни. В среднем зарплата москвичей в два раза превышает среднероссийскую, а цены на недвижимость опережают среднероссийские более чем в два раза — именно жилье является ядром экономической модели города.
Российская столица обладает уникальной пространственной структурой — это гигантский населенный пункт, спланированный по лекалам многопрофильного фордистского города с четким разделением территории по функциям: административный центр, производственные зоны и спальные районы.
Исследование показало существование значительных диспропорций в пространственной экономике Москвы — периферия города по сравнению с его центром отличается «избыточной» плотностью населения — в среднем 136 человек на гектар против 72 соответственно, — низкой обеспеченностью местами приложения труда, недостатком потребительских услуг. В среднем периферия в 3 раза меньше обеспечена услугами, чем центр. 37 процентов рабочих мест расположено в Центральном административном округе, занимающем 5 процентов территории города, и всего 9,3 процента рабочих мест приходится на промышленные предприятия, занимающие 16 процентов территории, что в 13 раз меньше в пересчете на гектар.
Наибольший разрыв между центром и другими округами города зафиксирован по обеспеченности учреждениями культуры и досуга — в 3,5 раза, торговли и общественного питания — в 3,3 раза, концентрация ресторанов, кафе и баров в центре в 6 раз выше, чем в периферийных районах.
Все это провоцирует существенную дифференциацию цен на жилье в зависимости от района: в центре они существенно выше, чем на периферии, а разброс цен на жилье внутри равноудаленных от центра поясов Москвы снижается по мере удаления — от 25 процентов в центре до 5 процентов в районе МКАД. Выход из сложившейся ситуации — в переходе к модели развития города, предполагающей исправление пространственного дисбаланса в плотности населения и качестве окружающей городской среды.
В развитии периферийных и промышленных районов, расположенных между Третьим транспортным кольцом и МКАД. Особенно важным должно стать развитие новых центральных мест, сопоставимых с центром по уровню комфорта городской среды, доступности качественных рабочих мест и качеству услуг розничной и досуговой инфраструктуры. Такие районы могут возникнуть на базе трансформированных промышленных зон — огромных территорий московской периферии, идеально подходящих для создания качественных офисных площадей и строительства жилых домов.