Вы здесь

Программа социально-экономического развития Кстовского района Нижегородской области

В процессе перехода к рыночным экономическим отношениям Кстовский район сталкивается со многими проблемами социально-экономического характера. Они существенно обострились в последние годы, и особенно в результате финансового кризиса августа 1998 г. Финансовый кризис отразился на экономическом положении нефтеперерабатывающего комбината НОРСИ, который обеспечивает 60% поступлений в бюджет района. Наиболее тяжелая ситуация сложилась на сельских территориях, где единственной сферой занятости остается сельское хозяйство.

Эти трудности связаны с объективными причинами: низкой диверсифицированностью структуры производства и, как следствие, проблемы занятости в результате падения производства. Одновременно территория испытывает кадровый голод в сфере управления формирующимися новыми рыночными структурами.

В новых экономических условиях роль органов местного самоуправления в экономическом развитии района очень велика. Задача администрации района заключается не в прямой поддержке бизнеса, или самостоятельном занятии бизнесом, а в создании условий привлечения инвестиций в экономику района, повышение качества услуг, представляемых на территории района, в повышении комфортности работы и проживания. Реализация предлагаемой программы не требует средств, она мобилизует собственные возможности администрации и района в целом.

Настоящая программа имеет целью определить основные направления социально-экономического развития района, которые позволят преодолеть последствия кризиса и создадут условия для постепенного планомерного развития. Расстановка приоритетов в экономике района позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся ограниченные ресурсы, прежде всего бюджетные средства  и муниципальную собственность, мобилизовать на цели муниципального развития потенциал района, максимально учитывая интересы проживающего населения.

Эффективность использования бюджетных средств

Особенностью структуры бюджета Кстовского района, негативно влияющей на кредитоспособность районной администрации, является система расщепления доходных и расходных полномочий между собственно районным бюджетом и тринадцатью сельскими и одним поселковым бюджетом. Как показывает практика функционирования российских органов местного самоуправления, при такой структуре расходы районного бюджета возрастают в результате отсутствия контроля над налоговой и долговой политикой нижестоящих администраций. Рекомендуется перевести поселковые и сельские администрации на бюджетные сметы, что позволит получить реальную экономию бюджетных средств. В качестве структуры, контролирующей перечисления средств между собственно районной администрацией с одной стороны и сельскими и поселковыми администрациями с другой стороны, а также между ними и предприятиями и организациями района предлагается местное казначейство, которое представляло бы собой подразделение районного финансового управления.

В результате создания механизма казначейского исполнения бюджета:

  • создается механизм оперативного и стратегического планирования и управления полным долгом всех подразделений районной администрации;
  • централизуются потоки доходов и расходов бюджета;
  • усиливается контроль над целевым использованием бюджетных средств;
  • проводится оптимизация бюджетных потоков;
  • достигается гибкое маневрирование финансовыми ресурсами;
  • сокращается “пробег” бюджетных денег;
  • сокращается аппарат управления.

В структуре поступлений в местный бюджет выделяются следующие формы расчетов: денежные поступления (или «живые деньги»), взаимозачеты и ценные бумаги (преимущественно векселя).

«Живые деньги» составляют 112,7 млн. руб. или 49,2% от объема всего доходов бюджета Кстовского района (1998). Относительно низкий уровень денежных доходов районного бюджета негативно влияет на кредитоспособность администрации, т.е. способность обслуживать свои расходные полномочия и долговые обязательства.

Предельный объем взаимозачетов регламентируется ежегодными решениями Земского собрания Кстовского района «О бюджете Кстовского района». Несмотря на то, что в 1998 г. предельный уровень взаимозачетов был установлен в пределах 30% объема доходов, реальный объем зачетов превысил эту норму более, чем в полтора раза. Превышение ранее заявленного объема зачетов ставит способность районной администрации обслуживать расходные и долговые обязательства в зависимость от субъективных решений отдельных ответственных сотрудников администрации.

По состоянию на 1 января 1999 г. тремя основными налоговыми источниками поступлений в районный бюджет были:

  • подоходный налог с физических лиц (31,7% от собственных доходов районного бюджета);
  • налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы (28,1%);
  • налог на имущество предприятий (21,4%).

Следует отметить также, что местные налоги суммарно составляют 28,7% от объема собственных доходов районного бюджета, что выше среднего для муниципальных образований Российской Федерации сравнимого статуса. Высокая доля местных налогов в структуре собственных доходов бюджета позитивно влияет на кредитоспособность районной администрации, поскольку позволяет проводить относительно независимую политику с опорой на местные налоговые источники.

В целом структура налоговых доходов бюджета Кстовского района благоприятно влияет на кредитоспособность районной администрации.

Основные задачи, которые рекомендуется решить в области бюджетной политики администрации Кстовского района можно сформулировать следующим образом:

  • информационная открытость районного бюджета;
  • усиление контроля над доходами и расходами районного бюджета.

В качестве дополнительной меры повышения открытости бюджетной политики органов местного самоуправления предлагается сформировать и утвердить перечень публикуемых индикаторов состояния бюджета, установив до конца 1999 г. периодичность публикации индикаторов состояния бюджета, издания и порядок публикации индикаторов, подразделения, ответственные за сбор и предоставление необходимой информации по данному перечню индикаторов, а также за подготовку их к публикации.

Привлечение инвестиций в экономику района

Инвестиционная политика, проводящаяся в Кстовском районе, нацеливается на поддержку существующих производств в направлении повышения их эффективности в рыночных условиях, частичную реструктуризацию. Другим важнейшим направлением работы по инвестициям является повышение диверсификации районной экономики, развитие новых производств, в том числе путем поддержки предприятий малого бизнеса.

Краеугольным камнем инвестиционной политики является понимание возрастания роли частного инвестора на фоне сокращения директивных функций администрации, привлечение инвесторов реальными способами, то есть прежде всего через создание привлекательных условий для предпринимательства.

Деятельность по повышению инвестиционной привлекательности в Кстовском районе будет проводиться с учетом следующих принципиальных установок:

  • Целенаправленно работать со всеми участниками инвестиционного рынка - как с существующими в районе предприятиями, представляющими инвестиционные проекты, так и с инвесторами, располагающими собственными  проектами.
  • Не делать различий между инвесторами российскими и иностранными, резидентами и нерезидентами района и Нижегородской области.
  • Работая с инвестиционными проектами, выделять в отдельные направления проекты развития объектов общественного сектора, которые организует сама администрация (коммунальная инфраструктура, дороги, мосты и т. п.), и проекты частнопредпринимательского сектора, реализации которых администрация района содействует, однако напрямую ими не занимается.
  • Уделять должное внимание небольшим проектам, не пренебрегать проектами, которые обеспечивают малые производственные объемы и небольшое число рабочих мест.
  • Не связывать инвестиционную политику местной власти только с “реанимацией” существующих районных предприятий, особенно крупных. Исходить из того, что в ряде случаев основой экономического “оживления” их основных фондов и занимаемых участков городской (районной) территории может стать реструктуризация этих предприятий (разумеется, с учетом технологических условий).

Для повышения эффективности деятельности по привлечению инвестиций в Кстовском районе необходимо решить ряд задач:

  • Улучшить организацию работы по привлечению инвестиций, добиться координации деятельности всех организаций, вовлеченных в работу с инвесторами.
  • Провести комплекс мероприятий по улучшению инвестиционного климата на территории района.
  • Организовать активную маркетинговую программу.

Эффективным подходом к созданию специализированной организации по привлечению инвестиций в данном случае является передача функций координации инвестиционной деятельности  структуре, которая по своей организационной форме более или менее дистанцирована от администрации. Это, с одной стороны, позволяет вести такую работу на профессиональной основе,  с другой - обеспечивает хотя бы частичную материальную заинтересованность в ее качестве. Существующие в российских муниципальных образованиях организации такого рода представлены либо муниципальными предприятиями либо независимыми организациями.

В рамках работы по координации инвестиционной деятельности необходимо усилить роль Совета руководителей градообразующих предприятий, придав ему функции рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, которые предполагается реализовать на территории района. Данная деятельность Совета может быть формализована на основе специального Положения об инвестиционной деятельности (см. ниже), которое необходимо разработать силами УЭСА и инвестиционного отдела администрации.

Для повышения “прозрачности” бюрократических процедур, связанных с инвестированием в Кстовском районе, подготовить и опубликовать инструкцию-памятку инвестору с изложением общей схемы административного процесса разрешений и согласований (исполнитель - инвестиционный отдел).

Разработать схему сопровождения прохождения инвестиционных документов по районным инстанциям. Определить должностные лица в районной администрации, которые будут курировать каждый проект и персонально отвечать за рассмотрение документов (исполнитель - инвестиционный отдел).

Работа по маркетинговой программе находится в начальной стадии. Предлагаемые ниже мероприятия могут быть эффективны только в условиях централизации управления этой работой в одной профессиональной организации (например, инвестиционный отдел). Необходимо:

  • Составить “инвестиционный профиль” района, обеспечить его периодическое обновление. Для этого:
  • Осуществлять мониторинг инвестиционных предложений предприятий района и возможных источников инвестирования
  • Проводить маркетинговые мероприятия

Стимулирование долгосрочного привлечения инвестиций в районную инфраструктуру через концессионную схему.

Для привлечения инвестиций в объекты инфраструктуры необходимо прежде всего разработать соответствующий юридический механизм. Одной из перспективных схем привлечения инвестиций в объекты инфраструктуры может стать концессионная схема.

Преимущества этой схемы заключаются в следующем:

  • снижается нагрузка на бюджет, так как ответственность за финансирование реконструкции и модернизации объектов инфраструктуры переходит к внешнему инвестору;
  • формируется конкуренция в коммунальном хозяйстве;
  • происходит приток инвестиций в район;
  • создаются рабочие места;
  • улучшается техническое состояние объектов инфраструктуры;
  • контроль за утверждением тарифов остается в руках администрации.

Совершенствование системы управления, содержания и обслуживания муниципального жилищного фонда

Одной из важнейших задач органов местного самоуправления, закрепленной Гражданским кодексом Российской Федерации, является обеспечения населения проживающего на территории муниципального образования жилищно-коммунальными услугами.

 За последние три года Кстовский район достиг серьезных успехов в проведении жилищной реформы. Основными итогами этой работы можно назвать следующее:

  1. В муниципальную собственность принят фактически весь ведомственный жилищный фонд, объем муниципального жилья за это время увеличился практически в два раза. Не принятым осталось менее 1% ведомственного жилищного фонда.
  2. В городе Кстово сформирована трехуровневая система управления муниципальным жилищным фондом, создан единый расчетно-кассовый центр по обработке платежей населения за жилищно-коммунальные услуги. Деятельность расчетно-кассового центра полностью компьютеризирована, что позволило сократить численность работников осуществлявших работы по начислению платежей, повысила точность и своевременность расчетов с поставщиками ресурсов и жилищными предприятиями.
  3. Выполнен мониторинг предприятий, обеспечивающих теплоснабжение муниципального жилищного фонда. По результатам мониторинга пересмотрены тарифы на тепло.
  4. Проводится разумная и взвешенная политика формирования тарифов для населения. Сегодня население оплачивает 50% стоимости жилищно-коммунальных услуг. Введена плата за наем жилья, плата за второе и последующее жилье в размере 100% от стоимости технического содержания и обслуживание жилья, введена дифференцированная оплата технического обслуживания жилья и отопления в зависимости от занимаемой площади. Доля платежей населения за техническое обслуживание повышается опережающими темпами и сегодня составляет 58%, по остальным услугам население оплачивает 40% стоимости услуг.
  5. Дирекция единого заказчика (далее по тексту ДЕЗ) города Кстово успешно формирует конкурентную среду в сфере содержания и обслуживания жилья. Проведено 5 конкурсов на содержание и обслуживание жилья. На конкурсы было выставлено 17 пакетов домов. В конкурсах приняли участие 21 подрядная организация.

В настоящее время функции собственника муниципального  жилищного фонда исполняют несколько подразделений администрации района: комитет по управлению муниципальным имуществом, в части распоряжения собственностью (сдача в аренду, найм, передача в хозяйственное ведение или оперативное управление, продажа); департамент финансов, в части выплат бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству; департамент ЖКХ, в части формирования муниципальной политике в сфере управления, содержания и обслуживания жилищного фонда, формирования тарифной политики, регулирования деятельности организаций естественных монополистов. Ситуация когда три подразделения отвечают за жилищный сектор сложилась исторически и имеет свои недостатки (“У семи нянек дитя без глаза”). По факту, перед Главой района за все вопросы жилищно-коммунального хозяйства отвечает департамент ЖКХ.

Найти ответственного за это при существующей системе финансирования достаточно сложно. Необходимо ответственность за исполнение бюджета оставить за департаментом финансов, а ответственность за распределение средств между предприятиями передать департаменту ЖКХ.

В городе Кстово создана и успешно работает дирекция единого заказчика. Следует отметить, что создание заказчика позитивно отразилось на содержании и обслуживании жилищного фонда, повысилась эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств. Служба заказчика кроме функций по управлению жилищным фондом несет ряд несвойственных функций. Таких как: начисление жилищных субсидий, приватизация муниципального жилья, выполнения заказов на столярные работы, заказов на обеспечение автотранспортом.

1.   Службу жилищных субсидий необходимо преподчинить департаменту ЖКХ, оставив территориально на занимаемых в настоящее время площадях.

2.   Службу приватизации вывести из структуры дирекции единого заказчика.

3.   Определить срок (например 6 месяцев) выделения столярного цеха и автотранспортного предприятия (отдел главного механика) в самостоятельные хозрасчетные структуры. Дирекции единого заказчика подготовить план работы по создании двух муниципальных унитарных предприятий путем выделения из структуры дирекции единого заказчика столярного цеха и отдела главного механика.

4.   Численность ПТО увеличить до 15 человек: инженер-сметчик и 14 домоуправов. Каждый домоуправ обязан иметь подомовые графики выполнения работ по текущему содержанию с указанием вида работ, время начала и завершения работ, периодичность исполнения работ, критерии оценки качества исполнения работ. На текущий месяц домоуправ обязан иметь план выполнения работ по текущему и капитальному ремонту жилых зданий, находящихся в управлении. Ежедневно домоуправ заносит в журнал контроля выполнения работ результаты деятельности в течении рабочего дня. В журнале регистрируется: невыполнение отдельных видов работ, несоблюдение графика выполнения работ, замечания к качеству исполнения работ, работы подлежащие исполнению в срочном порядке.

5.   Департаменту ЖКХ заключить договор с дирекцией единого заказчика на управление муниципальным жилищным фондом сроком на год, в котором зафиксировать сумму вознаграждение ДЭЗа и условия снижения или увеличения суммы вознаграждения. Рекомендуемая форма договора на управление приведена в приложениях.

Отсутствие гарантированной компенсации разницы между стоимостью и тарифами для населения на жилищные услуги привело к заключению договоров между дирекцией единого заказчика и подрядными организациями не обеспеченных финансированием. Это стало причиной наращивания задолженности ДЕЗа перед подрядными предприятиями. На 1 мая общая кредиторская задолженность дирекции единого заказчика составила 5743 тыс. руб. Первоочередной задачей (программой минимум) является формирование договорных отношений, обеспечивающих работу службы заказчика без увеличения задолженности. Задачей максимум - формирование условий постепенного снижения задолженности.

Ситуация, когда размер платежей по договору может меняться ежеквартально в зависимости от фактического финансирования может негативно сказаться на работе подрядных организаций. Для того, чтобы этого избежать необходимо директорам муниципальных подрядных предприятий предоставить право самостоятельно устанавливать штатное расписание, а соответственно и численность работников, исходя из имеющегося уровня объемов подрядных работ, подрядные организации должны привести в соответствие расходы своих организация с доходами, определяемыми на основании заключенных договоров. Если руководитель жилищной организации, заинтересован в сохранении численности своей организации он должен обеспечить содержание штатной численности договорами, в том числе и с немуниципальными заказчиками.

Формирование договорных отношений ДЕЗа с ресурсоснабжающими предприятиями

В Кстовском районе дотация выделяемая из бюджета на погашение разницы между стоимостью тепла и тарифом на тепло для населения, является защищенной статьей бюджета. Дотация на тепло перечисляется теплоснабжающей организации напрямую, минуя дирекцию единого заказчика. При этом договор на теплоснабжение предусматривает ответственность заказчика за оплату тепла в размерах экономически обоснованного тарифа.

Необходимо освободить заказчика от долгов бюджета района. Это достигается заключением трехстороннего договора на теплоснабжение. Теплоснабжающая организация обязуется поставить тепло в требуемом количестве и требуемого качества, дирекция единого заказчика обязуется принять и оплатить тепло в размере средств, собираемых с населения, администрация района в лице департамента ЖКХ (или департамента финансов) обязуется перечислить теплоснабжающей организации дотации на тепло и компенсировать льготы и субсидии, предоставленные населению района.

Существующие договорные отношения между дирекцией единого заказчика и ресурсоснабжающими предприятиями формируются из расчета 100% платежей населения за коммунальные услуги. На практике достичь 100% сбор платежей с населения невозможно. Существуют семьи, которые не будут оплачивать жилищно-коммунальные услуги, независимо от работы службы заказчика. По нашей экспертной оценке работу службы заказчика можно считать положительной, в настоящее время, при сборах платежей с населения не менее 90 процентов от начисленных сумм. Дирекция единого заказчика обязана отвечать за сборы с населения в размере не менее 90% от начисленных сумм.

Организация процесса создания товариществ собственников жилья

Политика поддержки альтернативных форм управления недвижимым имуществом - товариществ собственников жилья - должна стать политикой администрации района. За это направление должно отвечать определенное структурное подразделение, входящее в Департамент жилищно-коммунального хозяйства администрации района. Целесообразно в структуру Департамента ЖКХ ввести специалиста, который будут реализовывать муниципальную политику в отношении товариществ. Как показал опыт других муниципальных образований, поручение работы по организации ТСЖ муниципальной службе заказчика не активизирует, а только тормозит эту деятельность.

Необходимо организовать обучение председателей и управляющих товариществ и всех заинтересованных лиц. Это можно сделать на базе учебного заведения или центра, действующих в районе или области. Это поможет частично решить в проблему занятости населения, проблему трудоустройства уволенных в запас военнослужащих.

Также важно наладить процесс регистрации товариществ на этапе строительства жилья и решить на уровне администрации вопрос о дотировании содержания и обслуживания кондоминиумов.

Тарифная политика в жилищном секторе

В настоящее время население оплачивает 50% от стоимости жилищно-коммунальных услуг. При этом жилищные услуги оплачиваются населением на 58%, отопление, водоснабжение и канализование на 40%. При определении тарифной политики необходимо учитывать следующие реалии:

  • жилищно-коммунальный комплекс не может функционировать без некоторого минимально необходимого объема финансирования;
  • бюджетное дотирование этот минимум обеспечить не в состоянии;
  • аварийное состояние отрасли особенно в зимний период может привести к крайним социальным последствиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • большая часть бюджетного финансирования осуществляется через налоговые взаимозачеты. Эти средства не могут быть использованы для выплаты заработной платы работникам жилищной сферы;
  • фонд заработной платы в жилищных предприятиях составляет от 48% до 55% от доходов жилищного предприятия, в предприятиях водоснабжения и водоотведения от 25% до 30% от доходной части, в организациях теплоснабжения от 12% до 18% от дохода организации. Соответственно и доля наличных денег поступающих в организации должна зависеть от профиля организации;
  • Капитальный ремонт жилья финансируется из средств бюджета. На выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда выделяется немногим более 10% от требуемого финансирования. Недоремонты приводят к увеличению ветхого фонда подлежащего сносу.

Зафиксировать уровень платежей за коммунальные услуги и постепенно повышать уровень платежи населения за жилищные услуги. В третьем квартале 1999 года платежи за жилищные услуги довести до 75%, в 1 квартале 2000 года до 90% от стоимости жилищной услуги. При оплате населением более 75% жилищной услуги жилищно-эксплуатационные предприятия будут зависеть в первую очередь от платежей населения, поэтому вынуждены будут серьезно заняться работой с неплательщиками. Появится возможность реально планировать доходы жилищных предприятий (платежи населения сегодня гораздо лучше прогнозируемый источник доходов, чем бюджетные дотации), кроме того существенно увеличатся и сами доходы (доля неплатежей населения несравненно ниже, чем доля неплатежей бюджета). Следовательно, появиться реальная возможность улучшить качество обслуживания жилья.

В третьем квартале 1999 года предлагается ввести в структуру платежей населения за жилищно-коммунальные услуги составляющую платы за капитальный ремонт мест общего пользования.

Регулирование деятельности коммунальных предприятий

Особенностью коммунального хозяйства Кстовского района является высокая доля внешних поставщиков ресурсов, тарифы для которых регулируются не на муниципальном, а на областном уровне. Значительная часть теплоэнергии (более 95%) приобретается у АО “Нижегородская ТЭЦ”, тарифы для которой устанавливает РЭК. Таким образом, районная администрация фактически контролирует формирование тарифов для муниципальных котельных (которых всего три и которые производят менее 5% тепла от общей потребности), а также для находящихся в муниципальной собственности тепловых сетей.

Муниципальные водозаборы удовлетворяют лишь незначительную часть потребностей Кстовского района: вода для обеспечения потребностей города в основном приобретается у АО “НОРСИ”, а для обеспечения потребностей района — у нижегородского МУП “Водоканал”. Тарифы на воду для этих внешних для города поставщиков регулируются на уровне области. Поэтому под контролем районной администрации фактически находится формирование тарифов на очистку воды, а также на ее транспортировку по муниципальным сетям.

В то же время можно отметить ряд недостатков существующей процедуры тарифного регулирования.

Во-первых, в документах не отражена методика тарифного регулирования, что уменьшает прозрачность тарифного регулирования, делает его закрытым для всех заинтересованных сторон и тем самым увеличивает риск субъективизма при утверждении тарифа.

Во-вторых, отсутствует четкий перечень оснований для пересмотра тарифов: так, не вполне ясно, будет ли пересматриваться тариф в случае осуществления коммунальными предприятиями инвестиционной программы, привлечения ими кредитных ресурсов, изменения финансовых возможностей бюджета муниципального образования — все это увеличивает степень неопределенности, финансового и операционного риска. Важность этого аспекта обусловлена тем, что в настоящее время рассматривается возможность привлечения кредита Международного банка реконструкции и развития (МБРР) в размере 2 млн. долл. на модернизацию теплоснабжения Кстовского района (за счет сокращения субзайма, первоначально выделенного на аналогичные цели г. Семенову).

В-третьих, существующая в городе нормативная база не предусматривает ответственности тарифной рабочей группы за обоснованность изменений тарифов, а также за разглашение сведений о финансово-хозяйственной деятельности регулируемых предприятий, представляющих собой коммерческую тайну.

И наконец, хотя администрация старается отслеживать финансово-хозяйственную деятельность коммунальных предприятий, четкая систематизированная методика такого анализа отсутствует, что резко сужает информационную базу для принятия решений в области тарифного регулирования. Как следствие, можно порекомендовать следующие направления совершенствования процедуры тарифного регулирования:

  • внедрение методики экспертизы, регулирования и мониторинга тарифов;
  • совершенствование процедуры регулирования тарифов путем внесения изменений в действующее Положение о тарифной рабочей группе (утв. Распоряжением администрации Кстовского района от 17.06.96 №849-р).

На основе проведенного анализа можно предложить следующие направления совершенствования регулирования тарифов на коммунальные услуги и стимулирования инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство Кстовского района:

  • переход от нормативно-затратного к целевому регулированию, более четкая увязка между составом, объемом и качеством продукции, работ и услуг, с одной стороны, и объемами финансирования, с другой стороны;
  • внедрение стандартной методики и процедуры экспертизы и мониторинга коммунальных предприятий;
  • совершенствование процедуры тарифного регулирования с целью снижения рисков для коммунальных предприятий, потребителей, потенциальных инвесторов и бюджета муниципального образования.

Развитие городского пассажирского транспорта

Городской пассажирский транспорт (ГПТ) - один из основных градо- и системообразующих факторов, обеспечивающих единство территории города и района. От качества и эффективности работы городского пассажирского транспорта зависят результаты работы практически всех сфер жизнедеятельности и хозяйствования Кстовского района.

Существующее состояние рынка городских и пригородных пассажирских перевозок Кстовского района иначе как критическим оценить нельзя. Интервалы движения на 3 городских автобусных маршрутах доходят до 45- 50 минут, наполняемость салона равна 5 баллам. По сравнению с 1996 годом объем перевозок Кстовского ПАТП по городским маршрутам уменьшился на 13%, перевозки платных пассажиров сократились на 15%. Уровень использования общественного транспорта в городе снизился с 294 до 256 поездок на 1 жителя города, что соответствует примерно 5 поездкам в неделю.

К основным проблемам пассажирского транспортного комплекса Кстовского района относятся следующие:

  • отсутствие муниципального органа управления пассажирским транспортом на территории Кстовского района, что приводит к утере Администрацией Кстовского района возможностей влияния на состояние данной социально значимой сферы услуг;
  • фактическая монополия Кстовского пассажирского автотранспортного предприятия на городские и пригородные перевозки на территории Кстовского района, вызванная практически полным отсутствием негосударственных автотранспортных перевозчиков на территории Кстовского района. В настоящее время владелец частного автотранспорта имеет возможность осуществлять перевозочную деятельность на территории Кстовского района только с согласия на это Кстовского ПАТП – своего прямого конкурента;
  • убыточность эксплуатационной деятельности Кстовского ПАТП, приводящая к снижению обеспеченности транспортных потребностей населения города и района;
  • отсутствие договорных отношений между администрацией Кстовского района и Кстовским ПАТП. С учетом того, что Кстовское ПАТП является дочерним предприятием государственного предприятия «Нижегородпассажиравтотранс» и находится вне сферы управления и контроля районной администрации, существует вероятность ликвидации городского пассажирского транспортного комплекса при уходе Кстовского ПАТП с рынка городских пассажирских перевозок.

С учетом дотаций, получаемых Кстовским ПАТП из областного бюджета, доходы предприятия за 1998 год составили 27538 тысяч рублей, что соответствует 96,98% расходов ПАТП по всем видам деятельности, убытки предприятия за год равнялись 859 тысячам рублей. Совершенно очевидно, что многолетняя убыточная деятельность предприятия, не позволяющая даже в минимальных размерах обновлять подвижной состав и приводящая к тому, что предприятие фактически «проедает» собственные основные фонды, рано или поздно приведет к необходимости радикального решения вопроса: либо предприятие будет объявлено банкротом, и тогда Кстовский район останется без городского пассажирского транспорта как такового, либо Администрация Кстовского района должна будет взять на себя все бремя постоянного бюджетного финансирования планово- убыточного предприятия.

Избежать столь печального выбора возможно путем значительного повышения эффективности работы транспорта Кстовского ПАТП. С учетом того, что себестоимость пассажирских перевозок и так достаточно невелика, наиболее реальным представляется повышение доходности этого вида деятельности. Повышения доходности городских пассажирских перевозок следует добиваться только за счет изыскания Кстовским ПАТП внутренних резервов.

В настоящее время негосударственные автотранспортные перевозчики в Кстовском районе крайне немногочисленны, фактически речь может идти не более чем о 5 владельцах частного автотранспорта, относительно регулярно выполняющих пассажирские перевозки на пригородных маршрутах Кстовского района.

К апрелю 1999 года Администрацией Кстовского района было проведено всего лишь 3 конкурса, на которые были выставлены пригородные автобусные маршруты на территории района. Организатором конкурсов являлся Отдел по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог Кстовского района, которому в настоящее время переданы функции контроля деятельностью негосударственных перевозчиков на территории района.

Принимая во внимание существующее монопольное положение Кстовского ПАТП на рынке городских и пригородных автобусных пассажирских перевозок, Администрация Кстовского района в целях развития конкуренции должна всемерно содействовать привлечению в данный сектор экономики владельцев частного и ведомственного автотранспорта.

Привлечение владельцев частного автотранспорта к выполнению пассажирских перевозок на маршрутах ГПТ Кстовского района должно осуществляться на основе проведения соответствующего конкурса на право работы на маршрутах пассажирского транспорта, организатором которого должна являться Администрация Кстовского района.

К участию в конкурсе необходимо допускать все заинтересованные физические и юридические лица независимо от формы собственности, в установленном порядке получившие в Нижегородском областном отделении Российской транспортной инспекции стандартную лицензию на право осуществления пассажирских автотранспортных перевозок.

Социальная поддержка населения на муниципальном уровне

Управление социальной защитой в Кстовском районе осуществляет департамент по труду и социальной защите населения. В его структуру входят отдел по делам ветеранов, пожилых людей и инвалидов, отдел по вопросам семьи, отдел по вопросам женщин и детей, отдел пенсий и пособий, муниципальный центр социального обслуживания (срочная социальная помощь и социальное обслуживание на дому). Такая разветвленная структура социальной защиты достаточно редко встречается в городах масштаба  Кстово.

В бюджете Кстовского района на 1999 год на цели социальной политики выделено 2686, 0 тыс. руб., в том числе по защищенным статьям - 2291, 0 тыс. руб. В действительно расходы района на эти цели в несколько раз выше. Сюда же необходимо отнести обеспечение льгот по ЖКХ и транспорту, а также скрытые субсидии населению.

Большое количество скрытых субсидии предоставляется без учета нуждаемости семьи. Такой порядок нельзя считать эффективным с точки зрения социальной защиты.

С учетом специфики бедности в районе, обострившейся после кризиса 1998 г., предлагается сосредоточить ограниченные ресурсы района на помощи малоимущим семьям и одиноко проживающим гражданам.

Чтобы обеспечить адресность социальной политики, необходимо создать полную информационную базу по социальной поддержке населения.

Структурное направление: 
Год начала: 
2003
Год окончания: 
2003
Регион: 
Кстово

Закрыть