Вы здесь

Муниципальная антикризисная программа Пскова

Цели проекта

  1. Внедрение в Пскове при содействии экспертов Фонда современных методов организации муниципального экономического развития.
  2. Составление в ходе совместной работы специалистов Фонда и представителей города плана экономического развития города - программного документа нового типа, который отличается от разрабатывавшихся ранее документов преимущественной опорой на собственные ресурсы, демократичностью, гибкостью, ориентированностью на условия рыночной экономики.

Фонд “Институт экономики города” при разработке проекта исходит из того, что в настоящее время в крайне тяжелых условиях неполной разработанности национального и регионального законодательства, хронической недостаточности средств на цели развития российские города пытаются найти эффективные пути экономического развития и обеспечить их собственными ресурсами. При этом даже в самых экономически неблагополучных муниципалитетах есть собственные возможности по улучшению местной экономики, которые могут успешно сочетаться с привлечением внешних ресурсов, таких как инвестиции, заемные средства, средства целевых федеральных программ и т.д. Вся деятельность по составлению плана должна ориентироваться на выполнение трех установок:

  • укрепить финансовое состояние города: сократить неэффективные бюджетные расходы и увеличить доходы за счет укрепления налоговой базы;
  • увеличить занятость в городе и улучшить ее структуру;
  • улучшить условия жизни населения города.

В соответствии с этим подходом в ходе осуществления проекта решаются следующие задачи:

  1. Формирование группы из числа сотрудников городской администрации, других представителей города и экспертов Фонда “Институт экономики города” для  работы по проблемам экономического развития Пскова.
  2. Проведение комплексного анализа условий экономического развития города Пскова, ресурсов, которыми располагает город, и позиций всех социально-экономических групп городского сообщества и других субъектов, вовлеченных в процесс городского развития.
  3. Подготовка проекта плана экономического развития города Пскова:
    • разработка концепции экономического развития Пскова;
    • подготовка целевых программ, содержащих комплекс мероприятий по реформированию и развитию городской экономики, примерная  оценка затрат денежных и прочих ресурсов, а также экономического и социального эффекта от реализации предлагаемых мероприятий;
    • определение с учетом проведенных оценок приоритетности предлагаемых программ и мероприятий.
  4. Утверждение предлагаемого проекта плана экономического развития Пскова городскими органами власти.
  5. Формирование городской структуры (в составе или вне администрации города), которая на постоянной основе будет заниматься вопросами экономического развития Пскова.

Настоящий промежуточный отчет содержит результаты выполнения задач 1-3 - информацию о рабочей группе, выводы об условиях и ресурсах экономического развития и краткое изложение проекта плана экономического развития Пскова. Материалы отчета подготовлены экспертами Фонда “Институт экономики города”, обсуждены и скорректированы с участием представителей рабочей группы города Пскова: сотрудниками комитета по промышленности, транспорту и связи, отдела социально-экономического развития комитета по экономике (администрация города Пскова) и Центра регионального планирования и развития территорий.

Одной из критических точек проекта является выполнение задачи 4 - утверждение плана экономического развития. Подготовка проекта плана к утверждению должна включить несколько этапов:

  1. Экспертиза отдельных программ и мероприятий, предложенных в проекте плана, в городской администрации - ее профильных подразделениях или других специализированных организациях по заказу администрации. Изучение материалов экспертизы с  детальной оценкой затрат и ожидаемого эффекта от выполнения конкретных программ должно стать основой для решения главы исполнительной власти.
  2. Поддержанный главой исполнительной власти проект необходимо направить на общественную экспертизу, организованную максимально демократично -  с использованием СМИ, общественных слушаний и других форм участия населения в обсуждении  - для обеспечения широкой поддержки предлагаемых реформ.
  3. Проект, скорректированный в соответствии с мнением населения, целесообразно принять решением органа представительной власти в форме. Этим будет обеспечена необходимая долгосрочность и стабильность решения - в противном случае документ, разработанный по инициативе существующей администрации, может потерять свою актуальность после ее  смены.

Формирование городской структуры, которая на постоянной основе будет заниматься вопросами экономического развития Пскова (з адача 5), представляется необходимым, потому что этот процесс не является единовременной акцией. Реализация утвержденного плана потребует мониторинга социально-экономической ситуации в городе, корректировки плана экономического развития в соответствии с меняющимися условиями, подготовки ежегодных рабочих планов. Кроме того, структура такого рода может взять на себя функции городского центра по привлечению инвестиций. Опыт работы по составлению плана экономического развития Пскова показывает, что одним из вероятных вариантов организации такой работы может быть привлечение к ней Центра регионального планирования и развития территорий, созданного при Псковском политехническом институте.

РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ПОДГОТОВКЕ ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА ПСКОВА

 

Администрация города Пскова:

 

1.

Сычев Владимир Аркадьевич

Заместитель начальника комитета по экономике, руководитель группы

2.

Зинкевич Евгений Михайлович

Заведующий отделом социально-экономического развития, комитет по экономике, заместитель руководителя группы                       

3.

Червяков Виталий Борисович

Сотрудник отдела социально-экономического развития, комитет по экономике

4.

Лухина Лидия Михайловна

Глвный специалист отдела кономики малого бизнеса, комитет по экономике

5.

Секач Татьяна Владимировна

Специалист отдела экономического анализа, городское финансовое управление

 

Центр регионального планирования и развития территорий:

6.

Задонцев Александр Федорович

Генеральный директор центра

7.

Николаев Михаил Алексеевич

Заместитель генерального директора

 

Псковский политехнический институт:

8.

Андреев Владимир Николаевич

Заместитель директора

Псковская коммерческая палата:

9.

Худевич Тамара Георгиевна           

Директор

 

Фонд “Институт экономики города”:

 

10.

Ветров Герман Юрьевич

Руководитель проекта “Экономическое развитие городов”

11.

Пильман Ирина Сергеевна

Эксперт проекта “Экономическое развитие городов”

ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Город Псков - центр одноименной области,  расположен в периферийной части Северо-Западного экономического района, которая характеризуется относительно редкой городской сетью и обширными залесенными территориями. В области относительно невелика площадь сельскохозяйственных угодий и низкая плотность сельского населения. Однако в целом Псковскую область можно рассматривать как сельскохозяйственный регион, в котором уровень урбанизации ниже среднего по стране (65% против 73% в среднем по РФ, данные 1994 г.) и доля занятых в сельском хозяйстве превышает среднероссийскую (17,5% против 12,8% в РФ, данные 1993 г.). К тому же Псков является одним из немногочисленных относительно крупных городов на северо-западе страны, поэтому выступает центром сбыта и переработки сельхозпродукции достаточно обширного окружающего региона и имеет потенциал дальнейшего развития в этом отношении.

Транспортно-географическое положение. Преимуществами города Пскова является расположение на ряде магистральных авто- и железнодорожных магистралях регионального значения, связывающих Санкт-Петербург и, в меньшей степени, Москву с государствами Балтии и Калининградской областью, а также с Польшей, Беларусью и Западной Украиной. Расстояние до Санкт-Петербурга составляет 286 км, до Риги и Таллина, через которые открывается выход к Балтийскому морю, соответственно 290 и 340 км.

Важнейшей особенностью города Пскова стало его превращение в приграничный город после выхода прибалтийских республик, и в частности Эстонии и Латвии, из состава СССР. Город Псков расположен сегодня менее чем в 40 км от государственной границы России. Приграничное положение вызвало определенные трудности (территориальные споры и напряженность в отношениях с Эстонской Республикой и Латвийской Республикой, обустройство государственной границы и соответствующая нагрузка на область в условиях неустойчивого финансирования федеральными властями). Однако в целом потенциал приграничного сотрудничества представляется высоким, особенно в свете постепенной нормализации межгосударственных отношений РФ и стран Балтии и постепенного усиления экономической ориентации последних на российские рынки.

Относительную близость к Санкт-Петербургу и Москве, а также выход на балтийские страны можно в целом считать удовлетворительной особенностью сбыто-географического положения. Однако при оценке следует учитывать наличие сильных конкурентов в лице соседних областей (Новгородской, Тверской, Смоленской, Ленинградской), а также Карелии, способных составить конкуренцию в предложении аналогичной продукции производственного и непроизводственного назначения. Относительно невыгодным также в настоящее время является соседство с Беларусью, чья продукция в условиях экономической проницаемости границ и большей датируемости является по ряду позиций (в частности, по сельхозпродуктам) более конкурентоспособной по сравнению с местной.

ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ

Невыгодным является положение Пскова относительно источников энергетических ресурсов. Город получает основную часть топлива из других, достаточно удаленных регионов. Практически такая же ситуация складывается относительно большинства видов сырья и материалов. Область и город практически лишены минерально-сырьевых ресурсов, за исключением глины, торфа, донного ила. К восстановимым ресурсам, которыми располагает область, относится лес. Положительной особенностью является хорошая обеспеченность Пскова водными ресурсами; главные водные артерии города - реки Великая и Пскова.. По рейтингу ресурсно-сырьевого потенциала  (журнал “Эксперт”, 1996 г.) Псковская область заняла 65-е, топливно-сырьевого - 89-е (последнее) место среди регионов России.

Город Псков располагает достаточными ресурсами территории. Общий земельный фонд города составляет 136,85 кв.км, в том числе земель в границах городской черты - 94,9 кв.км. Рельеф территории равнинный, с колебаниями отметок от 30 до 55 м. Город располагает в целом хорошими инженерно-строительными условиями.

Псков расположен в зоне в благоприятного умеренно-континентального климата со среднегодовой температурой +4,8 град. С и среднегодовым количеством осадков 50 мм. Отсутствие “грязного” промышленного производства в городе Пскове и области сделало одним из ресурсов города благоприятные экологические условия, в частности состояние воздушного и водного бассейнов. По показателю экологической составляющей инвестиционного риска (журнал “Эксперт”, 1996 г.) Псковская область заняла высокое 10-е место среди 89 регионов России.

Город Псков и Псковская область располагают значительным культурно-рекреационным потенциалом. Псков окружают многочисленные леса и водоемы, в том числе Псковское и Чудское озера; в Пскове сохранилось большое количество памятников архитектуры XII - XVII веков. Вместе с тем, уровень развития туристической инфраструктуры остается слабым.

Демографический потенциал и трудовые ресурсы

Выводы:

  1. Наблюдается тенденция отрицательного естественного прироста населения и, как следствие, постарение населения.
  2. Прирост населения происходит главным образом за счет миграции населения.
  3. Доля трудоспособного населения достаточно высока, однако в перспективе, с учетом низкой доли молодых возрастов, нагрузка на трудоспособное население будет возрастать.
  4. Уровень официально зарегистрированной безработицы относительно невысок, но дополняется наличием скрытой безработицы.
  5. При достигнутом высоком уровне показателей высшего и среднего образования в городе наблюдается тенденция его снижения. Это сокращение в наибольшей степени касается среднего специального образования и связано с его недофинансированием.

Предложения:

  1. Для решения проблем трудоустройства приезжающего населения следует разработать программу переподготовки кадров (на базе ВУЗов и училищ города, и/или ведущих предприятий) и создания новых рабочих мест, в том числе, в рамках развития малого бизнеса.
  2. Для решения проблем, вызывающих отрицательный естественный прирост населения и поддержания коренного населения, необходимо выделить в качестве одного из приоритетного направления расходования бюджетных средств, направляемых на здравоохранение, мероприятия, связанные с охраной материнства и детства, обращая при этом внимание на на рост детской смертности как оценочный показатель.
  3. Проработать вопрос о создании городского пенсионного фонда как инструмента, мобилизующего средства населения и их прибыльного использования, с конечной целью обеспечения дополнительными средствами при выходе на пенсию. Особенно важное значение эти средства приобретают для работников малых частных предприятий и для индивидуальных предпринимателей.
  4. Рост скрытой безработицы среди промышленно-производственного персонала, вызванный кризисным состоянием промышленности города, требует проведения на предприятиях активных мер по сокращению занятости, исключительно при их сочетании с мероприятиями в рамках программы переподготовки кадров и создания новых рабочих мест в рамках развития малого бизнеса
  5. Учитывая имеющиеся проблемы трудоустройства молодежи по специальности после окончания ими учебного заведения, следует координировать прием студентов с целевыми заявками предприятий и организаций города и области, а также организовывать переподготовку кадров и повышение квалификации, в том числе молодежи, по наиболее дефицитным специальностям.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Выводы:

Изучение хозяйственного потенциала города позволило определить основные проблемы, которые следует учитывать при разработке плана экономического развития города Пскова:

  1. Состояние промышленности города в целом можно оценить как близкое к кризису. Это относится главным образом к предприятиям машиностроения и металлообработки. Падение физического объема производства на этих предприятиях опережает сокращение объема в стоимостном выражении. Высокие издержки и неустойчивый платежеспособный спрос делают эти предприятия на данный момент неконкурентоспособными. Стратегическая значимость этих предприятий для города обусловлена большим числом занятых с высоким уровнем образования и квалификации. Перспективны и некоторые виды производимой продукции.
  2. Значительно сократилось производство и число работающих на предприятиях легкой промышленности. В ближайшее время для отрасли в целом вряд ли следует ожидать дальнейшего снижения ее удельного веса в общих показателях по промышленности, но в существующем виде она бесперспективна.
  3. Неконкурентоспособной на фоне импорта из соседних стран оказывается продукция пищевой промышленности. Однако для области, имеющей значительную долю сельскохозяйственного производства, предприятия мясоперерабатывающей и молочной промышленности являются наиболее приемлемыми центрами переработки. 
  4. Сравнительно динамично развивается промышленность строительных материалов, которая обладает некоторым экспортным потенциалом. Она оказывается конкурентоспособной даже в своем сегодняшнем состоянии.
  5. Продолжается падение объема гузоперевозок автотранспорта.

В связи с вышеизложенным при составлении плана представляется необходимым учесть следующие предложения:

  1. Необходимо оказать поддержку предприятиям машиностроения и металлообработки по изучению рынка производимой и перспективной продукции и организации маркетинга. Перспективным является увязывание в единый комплекс предприятий этой отрасли с научной и учебной базой города.
  2. Целесообразно институционально поддержать предприятия промышленности стройматериалов, в частности деревообработки, ориентируя их на производство продукции более высокой степени переработки, в том числе, для экспорта.
  3. Ввиду важности предприятий мясомолочной промышленности для области, согласовать программу их развития с руководством области, имея в виду организацию производства консервов, опираясь на наличие в городе энергетической базы.
  4. Осуществить реорганизацию предприятий грузового автотранспорта, развивая сдачу транспорта в аренду, лизинг, в том числе для сельскохозяйственных предприятий области. Увязать развитие грузового автотранспорта с перспективами организации международного транспортного узла.

БЮДЖЕТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Выводы:

Изучение данных бюджета позволило определить основные проблемы, которые следует учитывать при разработке плана экономического развития города Пскова:

  1. В расходной части бюджета достаточно высока доля кредитов, которые расходуются в основном на финансирование заработной платы работников бюджетной сферы и подготовку города к зиме. В целом практика использования заемных средств на цели потребления является отрицательной, однако в 1997 г. она может быть связана с компанией по ликвидации задолженности бюджетов всех уровней по выплате пенсий и заработной платы.
  2. В городе отмечена тенденция ухудшения соотношения денежных и неденежных средств в доходной части бюджета, особенно резко возрастает доля взаимозачетов. Использование взаимозачетов представляется возможной и гибкой практикой “развязывания” неплатежей, но может носить временный характер, так как может привести к неэффективному использованию городских ресурсов за счет перекоса в ценообразовании.
  3. В части налоговых доходов обращает на себя внимание резкое падение поступлений по налогу с прибыли, что говорит об ослаблении налоговой базы.
  4. Среди основных неплательщиков и нестабильных плательщиков в городской бюджет числятся многие крупнейшие предприятия города, в том числе относящиеся к ключевой отрасли промышленности города - электротехническому машиностроению.
  5. В расходной части бюджета города отмечается преобладание и резкое возрастание расходов на жилищно-коммунальное хозяйство, что свидетельствует о необходимости реформирования этого сектора.

В связи с вышеизложенным при составлении плана представляется необходимым учесть следующие предложения:

  1. Выработать меры по изменению политики заимствований, переориентировав ее на займы развития, прежде всего для финансирования объектов коммунальной инфраструктуры.
  2. Продолжать использование системы взаимозачетов (формально запрещенную) в ограниченном виде, одновременно переходя к бюджетному финансированию работ и услуг на конкурсной основе.
  3. Создавать условия (налоговый климат, организационные мероприятия, регулирование отношений землепользования и др.) для укрепления налоговой базы: а) стабилизации положения крупнейших налогоплательщиков и б) создания новых хозяйствующих субъектов. Пересмотреть систему налоговых льгот, предоставляемых предприятиям в части выплат в городской бюджет, ориентировав их на развитие инвестиционной активности, рост занятости, производство экспортных товаров, развитие наукоемких производств.
  4. Увеличить доходную часть бюджета за счет неналоговых источников (продажа и сдача в аренду земли и недвижимости).
  5. Провести аудит предприятий жилищно-коммунального хозяйства и разработать программу совершенствования тарифов и организации работы на конкурсной основе.
  6. В условиях хронического дефицита средств на социальную сферу сконцентрироваться на выполнении целевых программ.
  7. Расширить возможности привлечения средств внебюджетных фондов на цели экономического развития.

УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Выводы:

  1. Уровень жизни населения оценивается как низкий. Растет доля бедного населения и увеличивается расслоение населения.
  2. Достаточно высока обеспеченность населения жильем. За предыдущие годы накоплен высокий материальный потенциал учреждений здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.
  3. По причине недофинансирования серьезно отстает развитие материально-технической базы здравоохранения, начального образования, книжный фонд библиотек.
  4. Ухудшение финансового положения населения, рост бедности, другие факторы влияют на рост преступности. Не случайно всплеск приходится на переломный 1993 год.

Предложения:

  1. Показатели, характеризующие уровень жизни населения, по существу являются оценкой эффективности работы муниципалитета, поскольку конечной целью экономического развития города является улучшение качества жизни его населения. Поэтому администрации города необходимо наладить расчет показателей по методике, используемой экспертами для оценки уровня по области, по району и по России в целом. Осуществлять мониторинг за этими показателями.
  2. Общим направлением является создание по инициативе и под контролем администрации форм внебюджетного финансирования социально-культурных объектов, введение платности услуг в сочетании со льготными формами их предоставления “защищенным” слоям населения
  3. Острота обеспеченности школами и детскими дошкольными учреждениями вряд ли будет возрастать в связи со снижением уровня рождаемости. Поэтому в качестве приоритетного направления бюджетного финансирования (при наличии средств) предлагается совершенствование поликлинической базы.
  4. Одной из задач администрации является контроль за использованием спортивно-оздоровительных сооружений по назначению.
  5. Кроме этого в связи с сильным удорожанием услуг, предоставляемых населению, в задачи администрации входит выравнивание условий доступа различных слоев населения к предприятиям спортивно-оздоровительного комплекса.
  6. Рекомендуется организовать доплаты незащищенным категориям граждан. Альтернативным является организация бесплатных посещений спортивно-оздоровительных мероприятий этими категориями граждан в обмен на предоставление льгот (гарантий) со стороны администрации инициативным предприятиям.
  7. Включить использование спортивно-оздоровительных сооружений в программу развития туризма и организовать их дооснащение до уровня, потенциально обеспечивающего доходность.

ПРОГРАММЫ

Настоящие программы подготовлены в рамках проекта “Экономическое развитие городов” Фонда “Институт экономики города” для включения в план развития города Пскова. Они составлены по результатам анализа социально-экономической и политической ситуации в городе, определения ресурсов, которыми располагает город, учета позиций всего местного сообщества относительно перспектив развития. Основные результаты этого анализа представлены во второй части отчета.

Программы обсуждены и уточнены с участием специалистов из псковских организаций: комитета по промышленности, транспорту и связи, отдела социально-экономического развития комитета по экономике (администрация города Пскова) и Центра регионального планирования и развития территорий.

Используемая методика составления плана развития города предполагает достаточно гибкую политику городского сообщества относительно выбора целей долгосрочного развития. Однако при этом существует ряд направлений преобразований городской экономики, которые представляются обязательными. Их успешное осуществление позволит городу не только получить конкретный экономический эффект (например, улучшить структуру расходной части бюджета), но и создаст условия для реализации остальных программ развития.

К числу обязательных программ предлагается отнести первые три - “Привлечение инвестиций и поддержка существующей промышленности”, “Реформирование и развитие жилищно-коммунального хозяйства” и “Развитие малого бизнеса и создание условий роста занятости”. Программы “Развитие международного транспортного узла” и “Развитие туризма” рассматриваются авторами как перспективные, но не обязательные. В отношении этих программ решающей будет позиция города - развивать обе, выбрать одну из них или добавить другие варианты.

Необходимо отметить, что внутренняя структура программ также предполагает сочетание обязательных и желательных мероприятий. По каждому мероприятию предлагается показатель приоритета по времени - первоочередное или второй очереди, а также, по возможности, просчет затрат и эффекта их исполнения.

Согласно договоренности с мэром города Пскова, отчет направляется ему для одобрения и уточнения предложенной общей схемы плана. Далее отчет будет направлен в подразделения городской администрации для расчета конкретных проектов, определения сроков и исполнителей. На этапе предварительных переговоров с представителями города прорабатывался вопрос о выполнении ряда проектов с привлечением специалистов Фонда “Институт экономики города”.

3.1 Программа “привлечение инвестиций и поддержка существующей промышленности”

1. Кризисное состояние, в котором находится промышленность Пскова непосредственно влияет на городское развитие. Спад объемов производства на предприятиях сужает доходную часть городского бюджета, подрывает финансовую основу социального развития. Одна пятая городского населения занята на промышленных предприятиях и их неудовлетворенность работой и уровнем зарплаты усугубляют социальное неблагополучие.

Между тем, промышленный потенциал Пскова, предпринимательские традиции, создают благоприятные возможности для возрождения экономики города.

2. Администрация города, будучи заинтересована в прогрессивном развитии предприятий,  не имеет прежних возможностей непосредственного директивного воздействия на их работу. Кроме того, в бюджете города нет, и в обозримой перспективе не будет средств для прямой поддержки инвестиционного процесса. Тем не менее, существует ряд направлений, по которым можно оказать реальное позитивное воздействие на поддержание промышленности и привлечение инвестиций.

3. Во-первых, важной составляющей инвестиционного климата в настоящее время является открытость и достоверность информации об основных экономических структурах города - предприятиях. Это является необходимым условием для привлечения инвестиций.

Кроме того, существенным является понимание управленческим персоналом направления структурной перестройки предприятия и готовность к переменам. В связи с этим задачей администрации является организационная и информационная помощь предприятиям, которые готовы к радикальным переменам в области производства, управления, маркетинга. Зачастую поддержка заключается в том, чтобы инициировать активность и поддержать ее.

4. Во-вторых, эффективным инструментом является индикативное планирование инвестиционной деятельности. Оно должно быть направлено на согласование приоритетов муниципальной инвестиционной политики с программами развития крупнейших предприятий города. Для этого предлагается создать в качестве органа, осуществляющего разработку стратегического плана поддержки действующей промышленности Совет по инвестиционной политике при Мэре города. В состав Совета должны войти представители ведущих городских предприятий и организаций и властных структур города и области.

Главной задачей работы Совета является выработка плана консолидированных действий по привлечению капитальных ресурсов в реальный сектор.

На основе проведенного анализа промышленного потенциала Пскова, представляется целесообразным выделить следующие производственные комплексы, еще сохранившие перспективные конкурентные преимущества и предлагаемые в качестве приоритетных:

1) электромашиностроение

2) комплекс предприятий комбикормовой и пищевой промышленности

3) деревопереработка.

5. В-третьих, деятельность администрации по поддержке промышленности и привлечению нового бизнеса традиционно развивается по направлению улучшения предпринимательского климата. Здесь необходимо сочетать принцип выравнивания условий бизнеса для всех предприятий с предоставлением льгот отдельным предприятиям по приоритетным направлениям.

6. Наконец, относительно новым направлением деятельности является профессиональное содействие инвестициям, которое должно быть организовано администрацией.

Предлагаемая ниже программа касается именно организующей и координирующей деятельности администрации по привлечению инвестиций в промышленность, в том числе, привлечение нового бизнеса.

Успешное развитие инвестиционного процесса этим не ограничивается и предполагает разработку и реализацию программ по следующим направлениям:

1) развитие малого бизнеса,

2) реформа жилищно-коммунального хозяйства

3) развитие инфраструктуры транспорта и связи

4) развитие туризма.

3.2 ПРОГРАММА “РЕФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА”

Важность комплекса жилищно-коммунального хозяйства с точки зрения непосредственного обслуживания интересов горожан, а также как основного объекта расходов городского бюджета требует рассматривать его реформирование и развитие в рамках отдельной программы плана экономического развития города Пскова. Данный сектор городской экономики в значительной мере финансируется и управляется непосредственно городом, поэтому многие предлагаемые меры могут быть реализованы достаточно быстро, а сама программа относится к первоочередным.

Основные проблемы, которые необходимо учесть при разработке плана экономического развития города Пскова, представляются следующими:

  1. В городе высока доля неприватизированного жилья (муниципального и ведомственного), содержание которого для города обходится относительно дороже, чем приватизированного.
  2. В городе продолжает иметь месть монопольный характер деятельности организаций по жилищному обслуживанию граждан, что приводит к неэффективности использования бюджетных средств и недоучету интересов граждан.
  3. Содержание и развитие объектов ЖКХ происходит в условиях острой нехватки финансовых средств, отставания от планов строительства и реконструкции, высокого уровня аварийности на инженерных объектах
  4. Наличие большого числа ведомственных объектов (котельные и пр.), обслуживающих население, что не всегда эффективно по причине наличия узковедомственных интересов.
  5. Изношенность значительной доли оборудования и коммуникаций, использование устаревших технологий, приводит к большим потерям и неэффективному использованию ресурсов. Критическим является положение в канализационном хозяйстве, работающем с перегрузкой.
  6. В системе теплоснабжения одновременно и нерационально используются мощности городских и ведомственных котельных, что приводит к поддержанию избыточных мощностей (иногда в аварийном состоянии) и перетопам.
  7. Система тарифов на поставляемые воду, тепло- и электроэнергию, канализационное обслуживание характеризуется 1)общими завышенными показателями, и 2) перекосами, в частности, повышенной нагрузкой на промышленные предприятия и другие хозяйствующие субъекты.

Предлагаемая программа исходит из следующих целевых установок:

  1. Повысить количественный и качественный уровни предоставления услуг.
  2. Снизить производственные издержки на единицу продукции.
  3. Снизить расходы бюджета на содержание ЖКХ и добиться финансирования данной сферы в основном за счет потребительских платежей и привлеченных ресурсов.

Комплекс мероприятий по реформированию и развитию ЖКХ можно разделить на две большие группы. Первая из них носит в большей мере организационный характер и нацелена на анализ ситуации в ЖКХ, проведение экономического и технического аудита, изменения в системе хозяйственных отношений между производителями услуг и их потребителями, в частности, на демонополизацию и изменение в тарифной политике.

Вторая группа мероприятий нацелена на решение конкретных технических задач развития городского хозяйства - строительство и реконструкцию объектов, модернизацию, внедрение приборов учета производства и потребления тепла и воды.

Выполнение предлагаемых мероприятий позволит городу решить непосредственные вопросы развития жилищного-коммунального хозяйства, улучшить структуру расходной части городского бюджета, а также значительно улучшить показатели инвестиционной привлекательности города.

Учитывая значительный опыт работы в сфере реформирования ЖКХ, Фонд “Институт экономики города” предлагает рассмотреть вопрос о комплексном сотрудничестве в реализации программы развития ЖКХ в городе Пскове, включающей разработку отдельных проектов и  сопровождение их реализации.

3.4 ПРОГРАММА “РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТРАНСПОРТНОГО УЗЛА”

Приграничное расположение Пскова и Псковской области является одним из важнейших ресурсов города и региона, которые пока практически не используются. При комплексном и эффективном использовании этого ресурса представляется реальным создание и развитие Пскова как международного транспортного узла (МТУ).

Основными факторами успешного развития Псковского МТУ можно считать следующие:

  1. Активизация экономических связей России со странами Балтии, прежде всего с Эстонской Республикой и Латвийской Республикой, для которых использование псковского транспортного коридора является одним из самых экономически эффективных. Справочно: в настоящее время более 90% грузооборота портов стран Балтии составляют российские грузы, и грузооборот этих портов по российским грузам растет ежегодно на 10-12%.
  2. На западных границах России (в частности, в районе Санкт-Петербурга) существует потребность в создании дополнительных возможностей по пропуску и таможенной обработке автомобильных грузов. Справочно: объемы только международных автотранспортных перевозок за последние 6 лет выросли более чем в 6 раз: в настоящее время на многих таможенных пунктах на западных границах простой автомашин составляет в среднем 40 часов/машину (максимально - до 135 часов), в то время как час простоя оценивается в 20 долларов США. Необходимо принять во внимание предложения о совместных проектах в области автомобильных перевозок, уже поступившие с латвийской стороны.
  3. Псковский МТУ может обеспечить дополнительный выход российских внешнеторговых потоков к эстонским и латвийским портам, использование которых при известных условиях может быть более выгодным, чем Санкт-Петербургского или других российских портов.
  4. Псковский МТУ может создать возможность повышения объемов железнодорожных перевозок в европейские страны при условии роста загрузки других магистралей.

Заслуживает внимания идея создания в Пскове (Псковской области) свободной экономической зоны, разработка которой была заморожена несколько лет назад по причине нарастания экономических трудностей. Создание СЭЗ могло бы явиться мощным импульсом развития города и всего региона.

Рост эффективности и объемов авиационных перевозок определяет возможность восстановлении и развития работы псковского аэропорта как важного элемента международного транспортного узла. В настоящее время аэропорт города Пскова осуществляет только ограниченное обслуживание рейсов местного значения. Имея статус международного, он может быть развит как промежуточный аэропорт на напряженных международных трассах и позволит разгрузить аэропорты Санкт-Петербурга и Москвы. Одним из необходимых условий развития аэропорта может стать строительство (расширение) грузового терминала. Развитие аэропорта может явиться важным фактором общей инвестиционной привлекательности города.

В настоящее время имеет место концентрация многих вопросов управления международными транспортными перевозками на федеральном и региональном уровнях, а также разобщенность руководства различными вопросами развития Псковского МТУ в самом городе. Поэтому успешное осуществление программы возможно только в условиях совместной работы различных федеральных, областных и городских ведомств. Для города прежде всего необходимо решить проблему разработки, принятия и выполнения комплексной программы, созданной совместно со всеми заинтересованными сторонами.

Программа развития Псковского МТУ может рассматриваться:

  1. Как целевой вариант экономики города Пскова, приоритетный  по отношению к другим возможным направлениям (развитие туристического центра, развитие регионального центра электротехнических и электронных технологий). При развитии по этому сценарию потребуется концентрация и, возможно, отвлечение ресурсов от других целей.
  2. Как одно из равных по приоритетности направлений в комплексе приоритетов развития городской экономики. В таком случае объем ресурсов, которые могут быть направлены на развитие транспортных проектов, должен быть сопоставлен с прочими направлениями развития городской экономики.

3.3 Программа “развитие малого бизнеса и создание условий роста занятости ”

В городе Пскове сложился достаточно высокий кадровый потенциал, воспроизводство которого в условиях неблагоприятной общеэкономической ситуации подорвано. Главной задачей программы является сохранение кадрового потенциала и его адаптация к современным условиям.

Основной кадровый потенциал города складывается из следующих основных групп, каждая из которых помимо общих проблем испытывает особые трудности.

1. Специалисты с высшим и средним специальным образованием из числа постоянно проживающего населения, получившие образование и профессиональную подготовку в учебных заведениях города. Сокращение занятости этой группы населения подрывает основы существования домашних хозяйств как одной из основных экономических единиц.

2. Молодые специалисты - ежегодный выпуск которых из ВУЗов города колеблется в пределах 600-800 человек (в 1995 г. 624 человека). Проблема с трудоустройством этого контингента на предприятиях города затрудняется кризисным состоянием экономики. Их отъезд на работу в другие города означает для города прямые потери. Помимо этого следует учитывать моральный ущерб, наносимый молодому поколению, а также закрепляющееся падения авторитета высшего образования.

3. Приезжающие по линии миграции из соседних вновь образовавшихся прибалтийских государств на постоянное место жительство специалисты.

При общем положительном эффекте такого притока он вызывает проблемы разного рода. В области рынка рабочей силы это прежде всего дополнительная нагрузка со стороны предложения. По характеру подготовки (преимущественно военные) эти специалисты не находят спроса со стороны предприятий города.

4. Выпускники средних специальных учебных заведений являются необходимым звеном в структуре занятых. Это звено формирует средний уровень управления на производстве. Его влияние на рабочих, на направление развития предприятия более существенно, нежели видимо. Квалификация этого контингента должна достаточно точно по профилю и по времени выпуска соответствовать сегодняшним потребностям производства. Как правило, эти учебные заведения финансируются на муниципальном уровне в отличии от учреждений начального профессионального образования Министерства образования РФ.

В Пскове в связи с недостаточным финансированием наметилось резкое сокращение числа средних учебных заведений и выпуска учащихся. Так, с 1985 по 1995 выпуск сократился в 10 раз.

Необходимость единой программы

Проблемы, сложившиеся на рынке рабочей силы города Пскова следует решать как с точки зрения спроса, так и с точки зрения предложения рабочей силы.

В связи с неизбежным сокращением числа рабочих мест на предприятиях города, необходимо на уровне администрации города предусмотреть возможности создания новых рабочих мест. Анализ структуры занятости по отраслям показывает очень низкую долю работающих в сфере услуг, туризме, науке. Одним из эффективных путей формирования спроса на рабочую силу является поддержка развития малого бизнеса в этих и других секторах.

Адаптация промышленности города к условиям рынка требует в качестве необходимого условия приведения в соответствие новым требованиям управления и технологий квалификационной и профессиональной структуры занятых.

Таким образом, подготовка и переподготовка кадров и создание рабочих мест в рамках развития малого бизнеса тесно связаны между собой как две составляющие формирования рынка рабочей силы. Единство в отношении эффекта от реализации этих направлений, мероприятий, которые необходимо предпринять администрации для их реализации вызывает необходимость их объединения в одну программу.

Задачи программы

Предлагаемая ниже единая программа подготовки кадров и создания новых рабочих мест в рамках развития малого бизнеса содержит перечень основных целей, задач и мероприятий, которые администрация либо осуществляет непосредственно, либо организует и координирует совместную работу с другими городскими структурами.

Финансирование программы: Средства, необходимые для поддержки малого предпринимательства на возвратной или безвозмездной основе. Городской займ или льготный кредит.

Эффект от программы: первоначальным эффектом от программы ожидается адаптация системы образования и повышения квалификации к перспективным направлениям развития города. Впоследствии эффект распространится на рост количества занятых, в том числе по специальностям.

3.5 ПРОГРАММА “развитие туризма “

Богатое историческое прошлое города Пскова, его расположение по соседству с Балтийскими государствами, на пути, соединяющем две столицы, а также благоприятные природные условия, формируют определенный потенциал для развития туризма.

1. Историческое наследие Пскова (кремль, монастырь) является основой развития так называемого исторического туризма, который традиционно является наиболее доходным. Например, в США туристы, относящиеся к этой категории, обычно остаются в городе на полдня больше и тратят на 62 долл. больше, чем другие туристы.

При развитии этого вида туризма необходимо сделать акцент на аутентичности (подлинности) и качестве (сохранности) исторических объектов. Поэтому, развивая туристический бизнес следует предусмотреть рост расходов на сохранение и охрану исторических объектов и источников, поддержание их жизнеспособности.

Рекомендуется планировать объединенные туры с соседними городами Новгород, Тверь), другими городами “Золотого Кольца”.

2. Пушкинские горы и их окрестности являются основой привлечения туристов, интересующихся культурным наследием России, в частности, литературным наследием. Так называемы “культурный” туризм может развиваться в качестве самостоятельного направления, однако,   его перспективы значительно расширяются, если развивать его как дополнительный.

В связи с этим необходимо тесное сотрудничество между местным бюро по туризму и местным бюро по культуре (обмен информацией, совместный  агрессивный маркетинг туризма и культуры, совместный выпуск брошюр о программе культурных мероприятий, подготовка анкеты по профилю туриста (гостя), содержащую вопросы по культурному туризму. В сочетании со спортивными мероприятиями мероприятия по культуре эффективно дополняют деловой туризм.

Город должен заявить о себе как об уникальном культурном центре. Для этого городу необходимо экономически поддерживать работающих в нем художников, писателей, а также коммерчески использовать выставочные площади, устраивать выставки-продажи работ.

3. Очень перспективным и относительно молодым видом туризма, для которого в Пскове  и области есть условия, является экологический туризм. Это путешествия в относительно нетронутые природные зоны с целью изучения природы, растений, а также отдыха. Развитие этого вида туризма связано с затратами на защиту окружающей среды

Прямой эффект от этого вида туризма не столь велик. По расчетам, в общем объеме средств, которые тратят “экологические” туристы, доля средств, которые реально достаются городу, за вычетом средств, ”утекающих” за оплату внешних товаров и услуг, составляет лишь 10%. Поэтому более важными являются косвенные результаты. Основным эффектом от экологического туризма являются рост прямой занятости местных жителей и развитие сопутствующих отраслей.

Основные задачи администрации города в связи с развитием туризма:

  • В последние годы Псков неуклонно терял свои позиции в качестве туристического центра. Другие российские туристические и курортные центры также переживают трудные времена по общим для всех причинам, связанным с распадом Советского Союза, коммерциализацией и децентрализацией туристического бизнеса, снижением платежеспособного спроса со стороны массового российского туриста, а также не выдерживая конкуренции с зарубежными турами.
  • По мере некоторой стабилизации экономической ситуации в стране, перспективы российского туризма перестали ухудшаться, но, вместе с тем стало очевидно, что для успешного развития не обойтись без значительной перестройки всего туристического комплекса. Многие города уже занимают ниши на обновленном рынке туристических услуг и конкуренция обостряется. Поэтому, для Пскова крайне необходимо не упустить время для того, чтобы занять, вернее, вернуть свои позиции на рынке.
  • В настоящее время деятельность по развитию туризма в основном сосредоточена на областном уровне. Постольку, поскольку туризм рассматривается городской администрацией в качестве приоритетного направления развития, необходимо занять активную позицию в создании современной инфраструктуры туризма.
  • Одной из важнейших задач является координация с туристическими организациями области, другими городами, с ориентацией прежде всего на Санкт-Петербург, Москву и Новгород, а также налаживание связей с соседними странами: Эстонией, Латвией, другими странами в развитие идеи создания “Балтийского Кольца”.

Основными проблемами развития туристского комплекса Пскова являются:

1. Недостаточна информационная база по видам туристического продукта Пскова, по уровню туристского спроса и пропускного потенциала города на данный момент. Отсутствует оценка обеспечивающей инфраструктуры для туризма, оценка целевых туристских сегментов рынка. Представляется, что решение этих вопросов, необходимых для управления современным туристическим комплексом города, требует наличие ответственного за развитие туризма в структуре администрации, причем в составе Комитета по экономике.

2. При том, что формально по обеспеченности количеством мест в гостиницах (более 6 на 1000 жителей) Псков находится на уровне Санкт-Петербурга, качество гостиничного обслуживания может стать лимитирующим фактором в привлечении средне- и высокообеспеченных туристов. Низкий уровень характерен и для транспортного обслуживания, общественного питания, туристского обслуживания в целом. При развертывании активного маркетинга Пскова отсутствие современной туристской инфраструктуры может сыграть серьезную негативную роль. Поэтому администрации необходимо организовать координацию работы предприятий различных форм собственности, непосредственно связанных с туризмом (туристические объекта, фирмы, гостиницы, рестораны, спортивные комплексы).

3. В настоящее время отсутствует организованная система продвижения туристского продукта на отечественные и мировые туристские рынки, рекламная стратегия по формированию имиджа города. Эта задача также требует организации и координации на уровне города и области.

Структурное направление: 
Год начала: 
2003
Год окончания: 
2003
Регион: 
Псков

Закрыть