Вы здесь

Проведение комплексного анализа экономической обоснованности тарифов организаций коммунального комплекса и разработка рекомендаций для ФСТ России

Заказчик: Федеральная служба по тарифам.

Анализируемые регионы: Камчатская область, Сахалинская область, Магаданская область, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область, Республика Адыгея, Краснодарский край.

Основной целью данной научно-исследовательской работы стало формирование научно-обоснованных подходов, инструментов и правовых механизмов государственного регулирования ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, действующего законодательства и правоприменительной практики.

Основными задачами работы были определены:

1.  Анализ инвестиционных программ и производственных программ организаций коммунального комплекса, а также иных необходимых материалов, с точки зрения:

  • соответствия документов, предоставляемых в органы регулирования муниципального, регионального и федерального уровня, предъявляемым требованиям;
  • существующих методов оценки эффективности инвестиционных и  производственных программ организаций коммунального комплекса;
  • улучшения качества предоставления услуг потребителям;
  • реновации сферы жилищно-коммунального хозяйства;
  • создания новой инженерной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе с целью создание условий для увеличения объемов нового жилищного строительства;
  • обоснованности источников финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, обязательств муниципальных образований и субъектов Российской Федерации по включению в бюджет расходов на капитальное строительство и/или капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и соблюдения регулируемыми субъектами установленных органами регулирования показателей их деятельности.

2.  Разработка рекомендаций для ФСТ России, касающихся:

  • анализа и оценки планируемых инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса;
  • осуществления контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
  • рассмотрение вопросов комплексного правового регулирования ЖКХ во взаимосвязи с иными нормативными правовыми актами о государственном регулировании цен (тарифов) в Российской Федерации.

3.  Анализ законодательства и правоприменительной практики при регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, а также проблематики правового применения данного законодательства.

Основными проблемами, которые предстояло решить в рамках проводимого исследования, являлись как проблема установления предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, так и проблема совершенствования правового регулирования системы ценообразования и тарифного регулирования в отрасли. Данная проблема была вызвана как значительным количеством организаций подлежащих регулированию, так и наличием трех уровней органов осуществляющих данный процесс: федеральные, региональные и местные органы регулирования.

Для достижения поставленной цели и реализации основной задачи необходимо было решить следующие задачи:

  • Провести анализ представленных инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса, анализ действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления регламентирующих регулировании тарифов организаций коммунального комплекса и устанавливающих требования к формированию, согласованию и утверждению данных программ.
  • Разработать рекомендации для ФСТ России, органов государственной власти субъектов Российской федерации, а также органов местного самоуправления по совершенствованию их нормативных правовых актов, определяющих процедуры формирования организациями коммунального комплекса документов и материалов, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установления и изменения тарифов данных организаций на основании представляемой ими информации, а также последующего контроля со стороны как федеральных, так и региональных, а также местных органов регулирования за эффективностью инвестиционной и производственной деятельности субъектов регулирования.

I этап: Анализ представленных документов, необходимых для рассмотрения вопроса о включении инвестиционных и производственных программ в тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на соответствие предъявляемых к ним требований.

На основании данного анализа был подготовлен первоначальный Отчет о соответствии (не соответствии) представленных документов, предъявляемым требованиям с предложениями:

  • Принять представленные документы для проведения анализа оценки эффективности  инвестиционных и производственных программ.
  • Не принимать представленные документы для проведения анализа оценки эффективности инвестиционных и производственных программ, с перечнем конкретных замечаний и списком документов, которые необходимо доработать с учетом требований ФСТ России.

II этап: При наличии всех документов и материалов, требуемых ФСТ России, а также их соответствия предъявляемым требованиям, были осуществлены работы по проведению анализа оценки эффективности инвестиционных и производственных программ:

1. Анализ планируемых к реализации в 2007 году инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса (на услуги водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и на тепловую энергию, а также на электроснабжение (в случае предоставления соответствующих документов) по следующим направлениям:

- анализ целесообразности планируемых инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса:

  • определение проблем, которые будут призваны решить представленные инвестиционные и производственные программы;
  • описание различных вариантов решения данных проблем, их оценка с технической и стоимостной точки зрения;
  • преимущества выбранных инвестиционных проектов перед другими вариантами финансирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
  • показатели эффективности представленных инвестиционных программ;

- анализ долгосрочных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, утвержденных органами местного самоуправления и администрациями субъектов Российской Федерации;

- анализ наличия утвержденных инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, которые реализуются посредством заключения договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, между организацией коммунального комплекса и органом местного самоуправления;

- анализ рисков, возникающих для заинтересованных сторон при заключении различных форм договорных отношений между органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса;

- анализ наличия комплексного подхода к финансированию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса с привлечением нетарифных источников финансирования:

  • наличие займов от международных финансовых организаций;
  • наличие внебюджетных кредитов на реализацию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
  • наличие долгосрочных инвестиционных договоров, включая концессионные соглашения, предусматривающих финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса за счет средств частных инвесторов;
  • наличие софинансирования грантов международных финансовых организаций;
  • наличие инвестиционных программ, частично финансируемых из бюджетных источников всех трех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

- анализ реализации каждой представленной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, в том числе:

  • учет затрат на амортизацию или аренду в полном объеме, с учетом ввода новых объектов;
  • прибыль на вложенный капитал.

- анализ обоснованности снижения или увеличения объемов реализации организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с представленной производственной программой;

- анализ мероприятий, проводимых органами местного самоуправления, с целью ликвидации перекрестного субсидирования и анализ принимаемых долгосрочных решений по поэтапному переходу к 100 % оплате коммунальных услуг населением.

2. Оценка результатов реализации инвестиционных проектов, в т.ч. достижение запланированных технических параметров проектов и анализ последствий их реализации с точки зрения влияния на принимаемые тарифные решения.

III этап: Подготовка отчета разработка рекомендаций для ФСТ России.

По итогам работы по всем трем этапам подготовлен отчет об анализе планируемых инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса по каждому объекту исследований (на услуги водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на тепловую и электрическую (в случае предоставления соответствующих документов) энергию).

На основании информации проанализированной в процессе выполнения первого и второго этапа работ для ФСТ России подготовлены рекомендации по следующим направлениям:

 - Критерии оценки планируемых инвестиционных проектов, реализуемых организацией коммунального комплекса (отдельно по каждому виду деятельности организаций - водоснабжение, водоотведение и утилизация твердых бытовых отходов) включающие:

  • критерии оценки необходимости осуществления инвестиций и технических параметров инвестиционных проектов;
  • критерии оценки стоимости инвестиционных проектов и источников их финансирования;
  • анализ различных способов финансирования инвестиционных проектов (кредитование, IPO (где применимо), лизинг, концессия) и т.п.), в том числе с точки зрения влияния реализации инвестиционных проектов на принимаемые тарифные решения;
  • критерии экономической эффективности инвестиционных проектов (чистый поток денежных средств, чистый дисконтированный доход, срок окупаемости (в т.ч. дисконтированный), внутренняя норма доходности и др.).

- Осуществление контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы организаций коммунального комплекса, включающего:

  • порядок проведения мероприятий по осуществлению контроля;
  • перечень анализируемых материалов, документов и информации;
  • возможные последствия нецелевого или неэффективного использования инвестиционных ресурсов, полученных организацией коммунального комплекса в составе установленных тарифов.

- Создание механизмов обеспечивающих возможности установления федеральным органом исполнительной власти долгосрочных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Разработанные рекомендации включали:

  • рекомендации о целесообразности включения в тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса средств, необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса;
  • анализ и оценку планируемых инвестиционных проектов организаций коммунального комплекса, в том числе с точки зрения установления долгосрочных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и совершенствования системы тарифного регулирования данных организаций;
  • процедуры осуществления контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы.

Кроме того, рекомендации содержали предложения по стратегическому подходу к регулированию организаций коммунального комплекса в Российской Федерации, ориентированные на срок от трех до пяти лет.

Структурное направление: 
Год начала: 
2006
Год окончания: 
2006
Регион: 
Приморский край

Закрыть