Заказчик: Федеральная служба по тарифам.
Анализируемые регионы: Камчатская область, Сахалинская область, Магаданская область, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская автономная область, Амурская область, Республика Адыгея, Краснодарский край.
Основной целью данной научно-исследовательской работы стало формирование научно-обоснованных подходов, инструментов и правовых механизмов государственного регулирования ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, действующего законодательства и правоприменительной практики.
Основными задачами работы были определены:
1. Анализ инвестиционных программ и производственных программ организаций коммунального комплекса, а также иных необходимых материалов, с точки зрения:
- соответствия документов, предоставляемых в органы регулирования муниципального, регионального и федерального уровня, предъявляемым требованиям;
- существующих методов оценки эффективности инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса;
- улучшения качества предоставления услуг потребителям;
- реновации сферы жилищно-коммунального хозяйства;
- создания новой инженерной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе с целью создание условий для увеличения объемов нового жилищного строительства;
- обоснованности источников финансирования инвестиционной программы организации коммунального комплекса, обязательств муниципальных образований и субъектов Российской Федерации по включению в бюджет расходов на капитальное строительство и/или капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры и соблюдения регулируемыми субъектами установленных органами регулирования показателей их деятельности.
2. Разработка рекомендаций для ФСТ России, касающихся:
- анализа и оценки планируемых инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса;
- осуществления контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- рассмотрение вопросов комплексного правового регулирования ЖКХ во взаимосвязи с иными нормативными правовыми актами о государственном регулировании цен (тарифов) в Российской Федерации.
3. Анализ законодательства и правоприменительной практики при регулировании тарифов организаций коммунального комплекса, а также проблематики правового применения данного законодательства.
Основными проблемами, которые предстояло решить в рамках проводимого исследования, являлись как проблема установления предельных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, так и проблема совершенствования правового регулирования системы ценообразования и тарифного регулирования в отрасли. Данная проблема была вызвана как значительным количеством организаций подлежащих регулированию, так и наличием трех уровней органов осуществляющих данный процесс: федеральные, региональные и местные органы регулирования.
Для достижения поставленной цели и реализации основной задачи необходимо было решить следующие задачи:
- Провести анализ представленных инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса, анализ действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления регламентирующих регулировании тарифов организаций коммунального комплекса и устанавливающих требования к формированию, согласованию и утверждению данных программ.
- Разработать рекомендации для ФСТ России, органов государственной власти субъектов Российской федерации, а также органов местного самоуправления по совершенствованию их нормативных правовых актов, определяющих процедуры формирования организациями коммунального комплекса документов и материалов, предусмотренных Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», установления и изменения тарифов данных организаций на основании представляемой ими информации, а также последующего контроля со стороны как федеральных, так и региональных, а также местных органов регулирования за эффективностью инвестиционной и производственной деятельности субъектов регулирования.
I этап: Анализ представленных документов, необходимых для рассмотрения вопроса о включении инвестиционных и производственных программ в тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса на соответствие предъявляемых к ним требований.
На основании данного анализа был подготовлен первоначальный Отчет о соответствии (не соответствии) представленных документов, предъявляемым требованиям с предложениями:
- Принять представленные документы для проведения анализа оценки эффективности инвестиционных и производственных программ.
- Не принимать представленные документы для проведения анализа оценки эффективности инвестиционных и производственных программ, с перечнем конкретных замечаний и списком документов, которые необходимо доработать с учетом требований ФСТ России.
II этап: При наличии всех документов и материалов, требуемых ФСТ России, а также их соответствия предъявляемым требованиям, были осуществлены работы по проведению анализа оценки эффективности инвестиционных и производственных программ:
1. Анализ планируемых к реализации в 2007 году инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса (на услуги водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и на тепловую энергию, а также на электроснабжение (в случае предоставления соответствующих документов) по следующим направлениям:
- анализ целесообразности планируемых инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса:
- определение проблем, которые будут призваны решить представленные инвестиционные и производственные программы;
- описание различных вариантов решения данных проблем, их оценка с технической и стоимостной точки зрения;
- преимущества выбранных инвестиционных проектов перед другими вариантами финансирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры;
- показатели эффективности представленных инвестиционных программ;
- анализ долгосрочных программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, утвержденных органами местного самоуправления и администрациями субъектов Российской Федерации;
- анализ наличия утвержденных инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, которые реализуются посредством заключения договоров, заключаемых в целях развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, между организацией коммунального комплекса и органом местного самоуправления;
- анализ рисков, возникающих для заинтересованных сторон при заключении различных форм договорных отношений между органами местного самоуправления и организациями коммунального комплекса;
- анализ наличия комплексного подхода к финансированию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса с привлечением нетарифных источников финансирования:
- наличие займов от международных финансовых организаций;
- наличие внебюджетных кредитов на реализацию инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
- наличие долгосрочных инвестиционных договоров, включая концессионные соглашения, предусматривающих финансирование инвестиционных программ организаций коммунального комплекса за счет средств частных инвесторов;
- наличие софинансирования грантов международных финансовых организаций;
- наличие инвестиционных программ, частично финансируемых из бюджетных источников всех трех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
- анализ реализации каждой представленной инвестиционной программы организации коммунального комплекса, в том числе:
- учет затрат на амортизацию или аренду в полном объеме, с учетом ввода новых объектов;
- прибыль на вложенный капитал.
- анализ обоснованности снижения или увеличения объемов реализации организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с представленной производственной программой;
- анализ мероприятий, проводимых органами местного самоуправления, с целью ликвидации перекрестного субсидирования и анализ принимаемых долгосрочных решений по поэтапному переходу к 100 % оплате коммунальных услуг населением.
2. Оценка результатов реализации инвестиционных проектов, в т.ч. достижение запланированных технических параметров проектов и анализ последствий их реализации с точки зрения влияния на принимаемые тарифные решения.
III этап: Подготовка отчета разработка рекомендаций для ФСТ России.
По итогам работы по всем трем этапам подготовлен отчет об анализе планируемых инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса по каждому объекту исследований (на услуги водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на тепловую и электрическую (в случае предоставления соответствующих документов) энергию).
На основании информации проанализированной в процессе выполнения первого и второго этапа работ для ФСТ России подготовлены рекомендации по следующим направлениям:
- Критерии оценки планируемых инвестиционных проектов, реализуемых организацией коммунального комплекса (отдельно по каждому виду деятельности организаций - водоснабжение, водоотведение и утилизация твердых бытовых отходов) включающие:
- критерии оценки необходимости осуществления инвестиций и технических параметров инвестиционных проектов;
- критерии оценки стоимости инвестиционных проектов и источников их финансирования;
- анализ различных способов финансирования инвестиционных проектов (кредитование, IPO (где применимо), лизинг, концессия) и т.п.), в том числе с точки зрения влияния реализации инвестиционных проектов на принимаемые тарифные решения;
- критерии экономической эффективности инвестиционных проектов (чистый поток денежных средств, чистый дисконтированный доход, срок окупаемости (в т.ч. дисконтированный), внутренняя норма доходности и др.).
- Осуществление контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы организаций коммунального комплекса, включающего:
- порядок проведения мероприятий по осуществлению контроля;
- перечень анализируемых материалов, документов и информации;
- возможные последствия нецелевого или неэффективного использования инвестиционных ресурсов, полученных организацией коммунального комплекса в составе установленных тарифов.
- Создание механизмов обеспечивающих возможности установления федеральным органом исполнительной власти долгосрочных индексов роста тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Разработанные рекомендации включали:
- рекомендации о целесообразности включения в тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса средств, необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ организаций коммунального комплекса;
- анализ и оценку планируемых инвестиционных проектов организаций коммунального комплекса, в том числе с точки зрения установления долгосрочных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и совершенствования системы тарифного регулирования данных организаций;
- процедуры осуществления контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы.
Кроме того, рекомендации содержали предложения по стратегическому подходу к регулированию организаций коммунального комплекса в Российской Федерации, ориентированные на срок от трех до пяти лет.