Демонстрационные проекты были реализованы в рамках проекта Эффективная социальная политика - год 1,2.
Перевод муниципальных учреждений социального обслуживания на контрактную основу
Городецкий район Нижегородской области
Цель проекта
- Повышение результативности и эффективности социального обслуживания за счет перехода от принципа содержания поставщика социальных услуг к принципу покупки услуг.
Задачи проекта
- Внедрение и отработка механизма создания технических заданий на социальное обслуживание, включая его стоимость и ожидаемые результаты.
- Повышение ответственности муниципальных учреждений социального обслуживания за счет внедрения контрактных отношений.
- Внедрение и отработка механизма мониторинга социального обслуживания со стороны заказчика (органа социальной защиты населения).
- Разработка и апробация механизмов мотивации монопольных муниципальных учреждений социального обслуживания к повышению результативности социального обслуживания и соблюдению контрактных обязательств.
- Выявление препятствий перевода учреждений на контрактную основу и путей их преодоления.
- Создание основы для внедрения и развития конкурсного размещения заказа на социальное обслуживание за счет формирования конкретных заказов на социальное обслуживание, которые в дальнейшем могут быть размещены среди альтернативных поставщиков социальных услуг.
Мероприятия проекта
Мероприятие |
Статус, время выполнения |
Разработка технических заданий на реализацию программ надомного обслуживания (Муниципальный центр социальной помощи населению) и социальной реабилитации детей группы риска (Муниципальный центр помощи семье и детям) |
Выполнено, 11/2002 г. |
Разработка и подписание контрактов на реализацию программ |
Выполнено, 12/2002 г. |
Разработка плана, инструкций и инструментов по проведению мониторинга реализации программ со стороны заказчика – Управления по труду и социальной защите населения Городецкого района |
Выполнено, 01/2003 г. |
Сопровождение проведения заказчиком мониторинга, внесение изменений/улучшений в систему мониторинга |
Выполнено, 02-12/2003 г. |
Проведение оценки выполнения проекта, подготовка отчета и рекомендаций по внедрению и развитию технологии |
Завершено, 12/2003 г. |
Благодаря реализации проекта в практике работы органов социальной защиты Городецкого района впервые произошло следующее:
1. Управление социальной защиты получило полное и четкое представление о том, какой конкретной работой должны заниматься подведомственные ему учреждения социального обслуживания, и ощутило себя в роли полноценного заказчика, способного реально управлять деятельностью учреждений и эффективно ориентировать их на осуществление той деятельности, которую управление социальной защиты считает необходимой в соответствии с приоритетами социальной политики районной администрации.
2. Муниципальные учреждения социального обслуживания стали выполнять конкретный заказ на оказание социальных услуг, выданный им управлением социальной защиты, и почувствовали, что к их работе стали предъявляться определенные конкретные требования.
3. Помимо соблюдения качественно-количественных параметров услуг, исполнителям заказа было вменено в обязанность:
3.1. стремиться к достижению конкретных результатов услуг (положительные изменения у клиентов программы социально-психологической реабилитации детей группы риска и удовлетворение клиентов оказанными услугами в надомном обслуживании);
3.2. соблюдать необходимые условия их оказания (например, информирование клиентов в письменном виде обо всех услугах, на получение которых они имеют право).
4. Благодаря проведенному мониторингу выполнения заказа управление социальной защиты стало располагать полной и четкой информацией о качестве и результативности работы подведомственных учреждений социального обслуживания.
5. Появился и стал системно работать прямой информационный канал получения жалоб и предложений касательно оказания услуг между клиентской группой и заказчиком услуг – районным управлением социальной защиты.
Кроме того, по мнению сотрудников управления социальной защиты и руководителей муниципальных учреждений, выполнявших заказ, переход на данную технологию повысил дисциплинированность и ответственность сотрудников, позволил руководству учреждений структурировать свою собственную работу, повысил грамотность оформления рабочих документов (личные дела клиентов и т.д.), что не могло не сказаться на повышении качества услуг для самих клиентов.
Административная реформа системы социальной защиты на местном уровне: предоставление социальной помощи по принципу "одно окно"
Модель "одно окно" успешно внедрена в Перми, Красноармейске (Московская обл.), Биробиджане, Городце и Арзамасе (Нижегородская обл.).
В этих городах была проведена местная административная реформа, в результате которой значительно упростилась организация социального обслуживания населения, сократились бюджетные расходы. Теперь за всеми видами социальной помощи граждане могут обращаться к одному социальному работнику по месту жительства, заполнив единую форму и предоставив один комплект документов для подтверждения своих прав на получение помощи.
Модель впервые была внедрена в Арзамасе. В результате социальная помощь стала более доступной. Совокупные административные издержки в органах социальной защиты населения сократились на 32%.
В 2003 году Фонд ИЭГ издал методическое пособие по реализации модели "одно окно", с которым можно ознакомиться на нашем сайте в разделе "Публикации".
Конкурсное размещение муниципального социального заказа на социальное обслуживание
Технология направлена на повышение эффективности социального обслуживания и расширение партнерства местного самоуправления с некоммерческим сектором. Реализация технологии предполагает разработку четких конкурсных процедур. Особенностью технологии является переход от сметного финансирования учреждений социального обслуживания к внедрению конкурсного механизма, расширяющего круг участников, оказывающих социальные услуги, в том числе за счет прихода на этот рынок некоммерческих организаций. Возможно конкурсное размещение социального заказа на дополнительные услуги, которые город ранее не предоставлял.
За период с 2001 по 2003 год при содействии ИЭГ конкурсные механизмы размещения муниципального социального заказа на социальное обслуживание были внедрены в следующих городах: Великий Новгород, Томск, Арзамас, Пермь, Магадан, Биробиджан, Челябинск, Киров, Новокуйбышевск.
Внедрение технологии позволило городам увеличить количество услуг, охватить новые целевые группы, а также районы, в которых нет учреждений социального обслуживания.
В разделе "Публикации" можно ознакомиться с брошюрой Кирилла Чагина «Как провести конкурс на социальное обслуживание населения».
Опыт работы был также обобщен в материале Кирилла Чагина "Внедрение технологии заказа на социальное обслуживания: возможны ли рыночные механизмы в социальной сфере?"