Вы здесь

Оценка стоимости бюджетных услуг в сфере образования и здравоохранения и методика разработки муниципального стандарта

Целью проекта, выполненного по заказу администрации г.Барнаула, была оценка полной стоимости бюджетных услуг в сфере образования и здравоохранения, а также разработка муниципальных стандартов предоставления услуг в этих сферах.

Публикации 

Оценка стоимости бюджетных услуг в сфере образования

В настоящее время в стране все с большую актуальность принимает вопрос повышении эффективности бюджетных расходов в социальной сфере. Для повышения эффективности внедряются новые формы финансирования бюджетных услуг, позволяющие установить прямую зависимость между количеством и качеством услуг и расходами на их предоставление.  Нормативное финансирование является одной из таких форм. При нормативном финансировании расходы на оказание конкретных услуг потребителям   рассчитываются по единым нормативам, устанавливаемым  органами власти  в административном порядке.  Нормативный подход к финансированию создает у бюджетных учреждений заинтересованность в увеличении объемов предоставления услуг и к снижению затрат.  Однако норматив финансирования должен быть достаточным для предоставления услуг должного качества. Единые обязательные требования к качеству услуг могут быть установлены путем принятия государственного или муниципального стандарта.  Муниципальный стандарт качества бюджетных услуг может быт установлен для  тех услуг, предоставление которых  относятся к полномочиям города. 

В соответствии со статьей 16  Федерального закона 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования и дошкольного образования на территории городского округа относится к  вопросам местного значения городского округа. Однако, финансовое обеспечение образовательного процесса отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (Федеральный закон №95-ФЗ, статья 26.3, пункт 13). Финансовое обеспечение образовательного процесса включает расходы на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Бюджетам муниципальных образований на эти  цели предоставляются субвенции из бюджетов субъектов федерации. Субъект РФ должен установить подушевые нормативы для расчета субвенции для финансирования образовательного процесса. Норматив финансирования должен рассчитываться не как средняя величина расходов по региону, а как величина, обеспечивающая предоставление образовательной услуги в соответствии с требованиями нормативных правовых актов федерального и регионального значения и с учетом  объективны особенностей муниципальных образований, влияющиех на стоимость конституционно-гарантированных образовательных услуг. Такой подход создает условия для выравнивания качества образовательных услуг в регионе и  повышает прозрачность процессов распределения финансовых ресурсов в сфере образования.

В данной работе независимая экспертная организация Фонд «Институт экономики города»,  используя собственные аналитические подходы,  тщательно проанализировала состояние дел в сфере образования Барнаул и оценила факторы, влияющие на стоимость образовательных услуг в городе.  На основе проведенного анализа даны предложения по формированию муниципального стандарта в сфере образования и рассчитаны нормативы финансирования образовательных услуг  в объеме муниципального стандарта.

 Выполненная работа дает возможность для внедрения нормативного подхода к финансированию услуг по образованию в Барнауле. Расчеты могут быть использованы Правительством Алтайского края при распределении субвенций городу Барнаул для обеспечения образовательного процесса.

Отдельно рассмотрены три вида бюджетных услуг в области образования. Это услуги по общему образованию, предоставляемые общеобразовательными школами, услуги по дошкольному воспитанию, предоставляемые детскими дошкольными учреждениями и услуги по образованию, предоставляемые вечерними (сменными) общеобразовательными школами.

Для расчета каждой услуг разработана  отдельная методика. Методики изложены в работе таким образом, что для полного ознакомления с любой из них достаточно прочитать только освященную ей главу. Это позволит сэкономить время если будет нужно использовать их для расчетов независимо друг от друга. В связи с этим отдельные описания и сведения могут повторяться в разных главах этой работы.

Оценка стоимости услуг в сфере здравоохранения

Процесс оптимизации расходов муниципального бюджета на здравоохранение строится на принципах соответствия потребностей населения в медицинской помощи и финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения этих потребностей. При расчётах необходимого объёма финансирования используется нормативный метод, предусматривающий использование нормативов потребления медицинской помощи и финансовых нормативов затрат на единичную медицинскую услугу.

Экспертами Фонда «ИЭГ» выполнена следующая работа:

  1. Расчёт потребности населения Барнаула в бесплатной медицинской помощи на основании нормативов потребления медицинских услуг.
  2. Расчёт муниципальных нормативов стоимости единичной медицинской услуги.
  3. Определение потребностей в финансировании муниципальной системы здравоохранения из средств бюджета города и системы ОМС.

На основе запланированных в муниципальном заказе видов и объёмов медицинской помощи возможно, используя нормативный метод, рассчитать мощность медицинских учреждений, необходимую и достаточную для выполнения муниципального заказа. В основу возможной реорганизации муниципальной сети учреждений здравоохранения должен быть положен принцип приведения численности медицинских учреждений и их мощностей к расчётным потребностям населения в медицинской помощи.

Структурное направление: 
Год начала: 
2005
Год окончания: 
2005
Регион: 
Барнаул

Закрыть