Вы здесь

Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве

Автор: 
Полиди Татьяна Дмитриевна
Содержание: 

Несмотря на реформирование системы регулирования градостроительной деятельности на сегодняшний день так и не создана среда, способствующая формированию конкурентных и эффективных локальных рынков строительства.

Главной причиной этого является наличие избыточных административных барьеров, в том числе многочисленных согласовательных и разрешительных процедур, которые являются обязательными для застройщика при реализации инвестиционно- строительного проекта. Согласно опросу, проведённому в январе 2010 года Фондом «Институт экономики города» совместно с Общероссийской негосударственной некоммерческой организацией «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство», 75,8% опрошенных строительных компаний оценивают административные барьеры на рынке как «высокие» или «запредельно высокие».

Избыточные административные барьеры приводят к снижению эффективности ведения строительного бизнеса, существенным потерям для общества. Результаты субнационального исследования «Ведение бизнеса», проводимого Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, показали, что уровень административных барьеров в крупнейших российских городах существенно различается. Так, в Москве количество всех согласовательных процедур составляет 54, занимает 704 дня и 2612,8% от дохода на душу населения, в то время как в Ростове-на-Дону необходимо пройти лишь 22 процедуры, потратив 194 дня и 272,9% от дохода на душу населения. Для строительного бизнеса такие различия в сложности получения согласований и разрешения на строительство при реализации инвестиционных проектов являются одним из определяющих факторов при выборе территорий для инвестирования. Анализ ситуации показывает, что принятый еще в 2004 году Градостроительный кодекс Российской Федерации, который заложил правовую основу для существенного снижения административных барьеров в строительстве, на практике зачастую просто не соблюдается во многих муниципалитетах.

В последние годы данная проблема привлекла внимание первых лиц государства. Было принято распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р, в котором намечен целый ряд мероприятий, включая подготовку нормативных правовых актов, направленных на совершенствование системы градорегулирования. Однако, как показывает практика, только государственное регулирование и контроль ещё не являются гарантией улучшения ситуации в данной области. Сегодня в России произошел кардинальный переход к системе саморегулирования в области градостроительной деятельности. В частности, создана Общероссийская негосударственная некоммерческая организация «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство» (НОСТРОЙ), что позволяет строительному сообществу занять активную позицию в решении проблемы снижения избыточных административных барьеров, в том числе путем проведения мониторинга и оценки эффективности проведения административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов.

Наиболее актуальной сегодня является задача устранения избыточных административных барьеров в жилищном строительстве. Высокие барьеры на локальных рынках жилищного строительства ограничивают доступ застройщиков на такие рынки, что приводит к их монополизации. Несовершенная конкуренция на строительных рынках существенно ограничивает потенциал наращивания объемов жилищного строительства и, в конечном счете, приводит к снижению доступности жилья для населения.

Проведение мониторинга с применением единой методики для оценки административных барьеров на локальных рынках жилищного строительства позволяет не только получить информацию от участников рынка, но и привлечь внимание к наиболее острым проблемам с целью принятия решений по возможным способам их устранения. Целью данной работы, выполненной Институтом экономики города по заказу НОСТРОЙ, является проведение мониторинга и оценки уровня административных барьеров в жилищном строительстве (на примере 43 городов России, являющихся центрами субъектов Российской Федерации).

В результате исследования:

  • разработана методика проведения мониторинга и оценки уровня административных барьеров в жилищном строительстве;
  • разработана форма анкеты для проведения опроса респондентов, обладающих достоверной информацией о наличии административных барьеров в сфере жилищного строительства;
  • подготовлен портрет «Нормативного города» – описание административных процедур в процессе реализации проектов по строительству многоквартирных домов, установленных федеральными законами и иными федеральными нормативными правовыми актами;
  • проведен анализ полученных результатов опроса, включая сравнение исследуемых городов с портретом «Нормативного города, выделение этапов строительного процесса, на которых наиболее высоки административные барьеры; проведен анализ административных процедур в жилищном строительстве на основании результатов анкетирования в 43 городах Российской Федерации, включая сравнение таких процедур в исследуемых городах и в «Нормативном городе», а также выделение этапов строительного процесса, на которых наиболее высоки административные барьеры.

По результатам исследования дана оценка общего уровня административных барьеров при реализации проектов по строительству многоквартирных домов (количества административных процедур, их сроков и стоимости), в том числе по этапам реализации таких проектов. Недостаточность наблюдений, полученных на данном этапе мониторинга административных барьеров в жилищном строительстве, пока не дает оснований для выделения конкретных городов в качестве примеров реализации лучших и худших практик. Такой анализ планируется провести в следующем году по итогам второго раунда мониторинга, в результате которого должны быть получены более полные и точные данные.

Мониторинг и оценка административных барьеров в жилищном строительстве

Структурное направление: 

Закрыть