19 января 2016 года в Государственную Думу Российской Федерации был внесен законопроект «О деятельности строительных рейтинговых агентств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект). Данным законопроектом предлагается урегулировать деятельность по рейтингованию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в строительной сфере.
По результатам рассмотрения законопроекта Институт экономики города считает, что деятельность по рейтингованию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность в строительной сфере, является важной для участников рынков в строительной сфере, для повышения конкуренции на таких рынках. Однако считаем, что такая деятельность не требует специального законодательного регулирования, поскольку не предусматривает финансовых гарантий рейтинговых агентств перед третьими лицами, а также не является деятельностью, обеспечивающей исполнение государственных функций.
Основные замечания к законопроекту.
1. Согласно статьям 9 и 10 законопроекта, рейтинговую деятельность в строительной сфере вправе осуществлять только юридические лица, сведения о которых внесены в специальный реестр уполномоченным федеральным органом по надзору за рейтинговыми агентствами. Под строительной сферой, согласно законопроекту, понимаются как непосредственно процессы строительства (в том числе долевого), производства стройматериалов, так и работы, услуги в области архитектурного дела, инженерно-технического проектирования, инженерных изысканий, иных исследований. Из законопроекта остается не ясным, в чем состоит цель государственного регулирования входа на рынок рейтинговых агентств, деятельность которых не связана с опасными видами деятельности или деятельностью, характеризующейся высокими финансовыми рисками. Представляется, что такое регулирование является избыточным административным барьером и создает риск монополизации рынка услуг рейтинговых агентств.
2. Законопроектом предусмотрены условия включения сведений о юридическом лице в реестр рейтинговых агентств, что является правовым основанием законности его деятельности. Требования разделяются на требования как к самому юридическому лицу, так и к его учредителям. В частности, такое юридическое лицо:
должно быть зарегистрировано в форме хозяйственного общества (АО, ООО);
должно располагать зарегистрированным уставным капиталом в размере не менее 10 миллионов рублей;
должно располагать собственными средствами (капиталом) в размере 5 миллионов рублей;
должно иметь сертификат соответствия системы менеджмента качества.
Профессиональная деятельность по оценке конкурентноспособности в строительной сфере, исходя из содержания норм анализируемого законопроекта, ограничивается общими нормами гражданского законодательства об ответственности за исполнение обязательств по договору об оказании услуг и не предполагает специальных финансовых гарантий. Представляется, что в данном случае требования к размеру собственного и уставного капитала являются избыточными и могут ограничить конкуренцию на рынке таких услуг.
3. Учитывая тот факт, что правовое регулирование той или иной сферы общественных отношений определяется в качестве конкретной задачи (цели) государственного управления, непонятно, какую именно задачу решает государство, создавая правовые основы функционирования института строительных рейтинговых агентств. Законопроект также не содержит норм о последствиях присвоения рейтинга конкурентоспособности. Законопроектом лишь предусмотрено, что присвоенные рейтинги конкурентноспособности могут быть использованы органами государственной власти, органами местного самоуправления. Представляется, что рейтинги конкурентноспособности могут быть использованы указанными органами только для оценки мероприятий по регулированию строительной отрасли без применения в сфере государственных и муниципальных закупок, финансирования, программ и т.п.