Эксперты спрогнозировали, что ждет отечественную стройку и сферу ЖКХ в ближайшие шесть лет
С января 2025 года во всех регионах страны приступили к реализации национального проекта "Инфраструктура для жизни". В числе первостепенных задач — обеспечить развитие дорожной сети, модернизировать коммунальную инфраструктуру и улучшить жилищные условия россиян. Мы обсудили с экспертами, насколько достижимы эти и другие задачи, как будет развиваться ЖКХ и стройка в ближайшие шесть лет и какую роль в этом сыграет новый нацпроект.
— Строительный комплекс — один из крупнейших секторов экономики страны, занимающий третье место по числу занятых (после торговли и обрабатывающей промышленности). При этом строители заняты не только возведением жилья, спрос на которое сегодня снизился в силу высоких рыночных ставок по ипотеке, возрождается промышленное строительство, выделяются немалые средства на создание дорожно-транспортной инфраструктуры. Именно поэтому считаю, что состояние строительного комплекса в ближайшие шесть лет будет вполне устойчивым. Если же говорить только о жилищном строительстве, то думаю, что ориентировочно в 2027 и 2028 годах будет наблюдаться некоторое снижение ввода МКД, поскольку сегодня застройщики не спешат начинать новые проекты, а средний срок строительства МКД составляет примерно три года. С другой стороны, такое снижение в какой-то мере может быть компенсировано индивидуальным жилищным строительством, которое пока развивается вполне успешно. Надеюсь также на развитие рынка арендного жилья.
Новый национальный проект "Инфраструктура для жизни" можно назвать государственным заданием для строительного комплекса в условиях рыночной экономики. Этот проект задает основные ориентиры для строителей, на его реализацию предусматриваются существенные бюджетные средства. Все это в какой-то мере снижает неопределенность в строительстве, а следовательно, и инвестиционные риски, формируя общие цели и задачи как для органов публичной власти, так и для строительного комплекса.
Думаю, что одна из задач нацпроекта "Инфраструктура для жизни" — достичь к 2030 году средней обеспеченности на человека 33 кв. м общей площади жилья — вполне выполнима. Сегодня средняя жилищная обеспеченность составляет 29,4 кв. м на человека. При этом жилищная обеспеченность зависит не только от ввода жилья, но и от объемов его выбытия, а также численности населения. Несмотря на накопление дефицита восстановительных инвестиций в капитальный ремонт домов начиная еще с 80-х годов прошлого века, объемы выбытия ветхих домов традиционно у нас очень низкие, по оценкам, не более 0,4–0,5% жилищного фонда в год. Начатые сегодня проекты КРТ ветхой жилой застройки до 2030 года вряд ли окажут существенное влияние на увеличение объемов выбытия жилья. Кроме того, к сожалению, не растет и численность населения. Поэтому расчеты показывают, что даже при небольшом снижении объемов ввода жилья значение целевого показателя жилищной обеспеченности может быть достигнуто.
— Ключевая задача на ближайшие годы — переломить тренд возрастающего износа основных фондов коммунальной инфраструктуры и как результат повысить надежность предоставления коммунальных услуг. Вопрос, за счет каких средств это можно будет сделать, пока остается открытым. Национального проекта и финансовых ресурсов федерального центра для этого, очевидно, не хватит. Думаю, ускоренного роста тарифов на коммунальные услуги не избежать. Последнее десятилетие введение популистского принципа регулирования тарифов на основании устанавливаемого на федеральном уровне предельного индекса изменения стоимости коммунальных услуг для населения привело к тому, что с 2015 по 2024 годы предельный индекс отстал от официальной инфляции более, чем на 20 процентных пунктов. Это означает, что в сопоставимых ценах коммунальные предприятия в 2024 году получили на 800 млрд рублей меньше, чем в 2014 году.
Такая финансовая яма в значительной степени объясняет и техническое состояние отрасли, и престижность труда в ней. И ускоренный рост тарифов в середине 2025 года — попытка переломить ситуацию. Насколько это системный процесс — открытый вопрос, но наличие непрозрачных в определении и плохо прогнозируемых предельных индексов изменения стоимости коммунальных услуг — фактор высокой неопределенности будущего развития событий.
Конечно, национальный проект "Инфраструктура для жизни" — значимый положительный фактор, позволяющий привлечь в коммунальный сектор значительные финансовые ресурсы федерального центра или дешевые заимствования институтов развития. Однако в то же время я бы не переоценивал его значение. Коммунальные услуги — это не публичное благо, а платные услуги, и коммунальная инфраструктура — это зона ответственности поселений, органов местного самоуправления, сейчас уже часто регионов, но не федерального центра.
Статья целиком на сайте "Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура" от 21 августа