Общероссийский форум "Стратегическое планирование в регионах и городах России" проводится ежегодно в Санкт-Петербурге с 2002 года
30 октября на сессии "Агломерации: объединение возможностей для экономического роста" вице-президент ИЭГ Т. Д. Полиди выступила с докладом "Роль крупнейших агломераций в социально-экономическом развитии России и предложения по повышению эффективности управления развитием агломераций". В рамках доклада были представлены результаты исследований ИЭГ ("Долгосрочные тренды в экономике, жилищной и градостроительной сферах крупнейших городских агломераций России", а также "Экономика российских городов и городских агломераций, выпуск 8. Валовой городской продукт крупнейших городских агломераций России в 2013-2021 гг.") о трендах развития экономики, жилищной и градостроительной сфер крупнейших городских агломераций в динамике за последние 10-12 лет. Эксперт отметила, что дальнейшее развитие таких агломераций является обязательным условием ускорения экономического роста в стране, что требует решения ряда проблем на законодательном уровне. Среди основных предложений:
- Закрепление на уровне федерального закона юридически значимых критериев отнесения территорий к агломерациям.
- Организация статистического наблюдения основных параметров развития городских агломераций.
- Установление специального объема полномочий для муниципальных образований и городов федерального значения в границах крупных и крупнейших агломераций.
- Совершенствование законодательного регулирования долгосрочных планов социально-экономического развития (ДПР) крупных и крупнейших городских агломераций.
- Устранение законодательных барьеров межмуниципального сотрудничества на территориях агломераций.
- Наделение субъектов РФ полномочиями по определению порядка координации социально-экономической и градостроительной политики на территории городской агломерации.
- Введение института целевых трансфертов из федерального бюджета на софинансирование реализации документов стратегического планирования городских агломераций.
- Установление механизма обязательного участия профессиональных застройщиков жилья в развитии в установленных случаях социальной инфраструктуры в натуральной форме или в финансовой форме (инфраструктурный платеж).
- Выявление и распространение лучших практик управления городскими агломерациями на основе оценки эффективности инструментов управления.
Во второй день Форума Т. Д. Полиди выступила в рамках сессии "Планирование развития территорий Санкт-Петербурга: вызовы и решения" с докладом "Регулирование инфраструктурных обязательств застройщиков при реализации градостроительных проектов: международный опыт и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации".
В начале своего выступления эксперт поздравила Санкт-Петербург с завершением работы над новым генеральным планом, отметив важность долгосрочного стратегического планирования развития города. Она обратила внимание, что реализация генерального плана требует четких правил взаимодействия власти и бизнеса по многим вопросам, в том числа по направлению инфраструктурного развития.
В своем докладе эксперт представила обзор международного опыта регулирования инфраструктурных обязательств застройщиков ("Международный опыт установления инфраструктурных сборов при реализации градостроительных проектов"), указав на то, что сегодня как в развитых, так и в развивающихся странах повсеместно применяются так называемые инфраструктуре сборы, позволяющие прозрачно и справедливо распределять затраты на создание инфраструктуры между бюджетами и застройщиками.
Во второй части своего выступления Т. Д. Полиди представила предложения ИЭГ по проведению эксперимента по реализации инфраструктурных соглашений с застройщиками в крупнейших агломерациях с населением более 1 млн чел. (срок – 3 года), включающего следующие основные параметры и условия:
- Обязательным условием получения разрешения на строительство жилья на территории эксперимента является выполнение одного из трех условий:
- создание объектов социальной инфраструктуры предусмотрено программой комплексного развития социальной инфраструктуры и (или) адресной инвестиционной программой и обеспечено бюджетным финансированием или иным источником финансирования (например, в рамках концессионного соглашения, соглашения о ГЧП/МЧП с другим застройщиком);
- заключено соглашение об участии в создании социальной инфраструктуры с застройщиком;
- заключен договор о КРТ, предусматривающий жилищное строительство и обязательства по созданию социальной инфраструктуры.
- Органы местного самоуправления или органы исполнительной власти субъектов РФ заключают с застройщиками соглашения об участии в создании социальной инфраструктуры, предполагающего по выбору застройщика либо создание и передачу объекта социальной инфраструктуры в муниципальную собственность или собственность субъекта РФ, либо уплату инфраструктурного платежа (форма такого соглашения определяется субъектом РФ).
- Предлагается установить, что инфраструктурный платеж застройщиков в рамках бюджетного законодательства является «безвозмездным поступлением от физических и юридических лиц» в местный или региональный бюджет в целях развития социальной инфраструктуры.
- В целях отслеживания целевого использования таких поступлений на создание объектов социальной инфраструктуры и эффективности реализации эксперимента без нарушения принципа совокупного покрытия расходов бюджета предлагается определение для таких поступлений отдельного кода бюджетной классификации.
- Средства инфраструктурного платежа в форме безвозмездного поступления поступают в муниципальный бюджет, бюджет города федерального значения и подлежат использованию в целях развития социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, поликлиник).