Лето для муниципальных финансистов страны началось со Всероссийской конференции "Местные бюджеты в современных условиях", в рамках которой были озвучены итоги конкурса "Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами"
Организатор мероприятия, которое проходит уже в восемнадцатый раз, — издательский дом "Бюджет". В этом году в конкурсе приняло участие 351 муниципальное образование из 67 субъектов страны.
Традиции и новации
Традиционно конференция "Местные бюджеты в современных условиях" собирает руководителей и представителей финансовых и экономических органов муниципальных образований, депутатов, представителей органов федеральной исполнительной власти, людей от науки и экспертов. По словам Н. С. Максимовой, президента Союза финансистов России, который является постоянным партнером издательского дома "Бюджет", сегодня у муниципалов очень много вопросов для обсуждения.
Что касается конкурса, то, как отметил генеральный директор издательского дома "Бюджет" М. А. Цуциев, число победителей всегда по определению ограниченно, но все понимают, что за каждой заявкой стоит большая и кропотливая работа. Он рассказал о новациях конкурса.
Тренды федеральной политики
Всероссийская ассоциация развития местного самоуправления (ВАРМСУ) в этом году провела второй Всероссийский муниципальный форум "Малая Родина — сила России", основной новацией которого стали 16 региональных дней, посвященных той или иной тематике, организованных в разных субъектах России.
Финансовый контроль
По словам заместителя директора Департамента бюджетной методологии Минфина России С. С. Бычкова, сейчас все настроены на то, чтобы развивать мониторинг качества финансового менеджмента в рамках предварительного контроля. Естественным образом идет развитие новых методов контрольной работы, направленных прежде всего на предупреждение нарушений.
Начальник отдела методологии государственного (муниципального) финансового контроля Департамента бюджетной методологии Минфина России Е. А. Леонтьева озвучила наиболее актуальные вопросы внутреннего государственного (муниципального) контроля (ВГ(М)ФК).
Муниципальные программы
Фонд "Институт экономики города" провел исследование, посвященное современному состоянию разработки и реализации муниципальных программ. Его результатами с участниками события поделился Р. А. Попов, заместитель директора Направления "Муниципальное экономическое развитие" Фонда.
Муниципальные программы — это базовый элемент системы планирования и расходования бюджетных средств. Сейчас эта система претерпевает серьезные трансформации, связанные с требованиями усилить синхронизацию программ с бюджетными расходами. Как документ стратегического планирования нижнего звена, через систему региональных проектов муниципальные программы увязаны с системой проектной деятельности и имеют выход на федеральные и национальные проекты. Необходимость соответствовать требованиям каждой из этих подсистем, быть звеном каждой из них порождает определенные проблемы.
"В прошлом году мы исследовали 42 муниципальные программы 42 городских округов разных субъектов России, чтобы выявить проблемные зоны формирования муниципальных программ. Сегодня можно говорить о программах базовых, которые присутствуют более или менее везде и ориентируются на основные вопросы местного значения, и условно локально специфичных, задачи которых выделяются в отдельные программы под влиянием местных особенностей или субъективных условий администрирования", — сообщил Попов.
По данным исследования, среднее количество муниципальных программ по стране — 20 на одно муниципальное образование. При этом усредненный объем программных расходов на одного жителя — чуть меньше 59 тысяч рублей. Нет явной корреляции между численностью населения и объемом расходов по муниципальным программам в душевом исчислении.
Основная проблема муниципальных программ — их несогласованность как документа стратегического планирования. Мало где программы успешно синхронизированы с планами мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития. Что касается показателей по их реализации, которые тоже должны быть увязаны с документами стратегического планирования более высокого уровня, то часто их большое количество не имеет сущностного наполнения.
В части муниципальных программ как инструментов бюджетного планирования тоже есть свои сложности. На момент проведения исследования не так много муниципальных образований перешли на проектное управление и добиваются с его помощью конкретных результатов. Но там, где это внедрено, есть спорные моменты относительно того, какие мероприятия являются проектными, а какие ориентированы на текущую деятельность и являются скорее процессными. Кроме того, зачастую большая часть мероприятий вообще не имеет ресурсного обеспечения: финансирование вроде бы требуется, но не предусматривается.
Также распространена практика упаковки инвестиционной программы в оболочку муниципальной, когда задачи строительства, реконструкции инфраструктурных объектов в разных отраслях выделяют в отдельную муниципальную программу. Они берут на себя довольно большой объем программных расходов примерно у пятой части всех рассмотренных муниципальных образований.
Популярна практика выделения в отдельную программу локальных мероприятий в связи с необходимостью увязки с соответствующими региональными проектами. Такие микропрограммы по финансированию отличаются от большей части программ на несколько порядков, расходы по ним могут составлять десятки тысяч в год. Это уже прямое следствие ориентации на различные региональные и федеральные проекты. Есть мероприятия единого формата, единой направленности, единой логики, которые очень сильно пересекаются по содержанию, но искусственно разводятся по разным программам. Скажем, в Екатеринбурге половину скверов и парков реконструируют по одной муниципальной программе, половину — по другой, просто из логики ориентации на разные федеральные проекты.
Понятно, что перестройка системы национальных и федеральных проектов с 2025 года тоже тем или иным образом отразится на муниципальных практиках и вызовет соответствующие последствия. Система опять придет в некоторую турбулентность, подчеркнул эксперт.