Вы здесь

Совершенствование регулирования жилищных отношений с целью обеспечения самоуправления граждан жилищной недвижимостью, а также по обеспечению реализации их жилищных прав

Заказчик: Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой).

Проведение исследования практики применения законодательства и разработка предложений по совершенствованию регулирования жилищных отношений с целью обеспечения самоуправления граждан жилищной недвижимостью, а также по обеспечению реализации их жилищных прав. 

Целью работы является подготовка на основе исследований предложений, способствующих:

  • разработке проектов нормативных правовых актов федерального уровня в сфере регулирования жилищных отношений:
  1. при управлении собственниками принадлежащим им общим имуществом;
  2. при определении порядка проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющей организации для управления многоквартирным жилым домом;
  • приведению подзаконных нормативных правовых актов в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации;
  • установлению требований к содержанию общего имущества многоквартирных жилых домов в соответствии с исключительной компетенцией органов государственной власти Российской Федерации в данной сфере, установленной действующим жилищным законодательством.

В процессе исследования проводился анализ практики применения действующего жилищного законодательства в сфере управления общим имуществом в многоквартирном доме и его содержания, были проведены следующие работы:

  • анализ соответствия положений законодательства об административных правонарушениях положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, затрагивающим обязанности собственников помещений нести бремя содержания принадлежащего им имущества (жилых и нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме);
  • выявление проблем, препятствующих участию собственников в управлении общим имуществом, а также законодательных барьеров, препятствующих внедрению экономических принципов управления многоквартирными домами;
  • оценка правомерности исключения действия норм законодательства об административных правонарушениях в отношении нарушения требований к состоянию общего имущества в многоквартирном доме, а также возложения ответственности за «нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений» только на должностных лиц, «ответственных за содержание жилых домов и (или) жилых помещений»;
  • при анализе соответствия Жилищному кодексу Российской Федерации действующего законодательства, касающегося вопроса участия товариществ собственников жилья, жилищных и иных потребительских кооперативов, управляющих, жилищно-эксплуатационных и иных организаций и лиц (за исключением органов МВД России) в деятельности по регистрации граждан по месту постоянного жительства и временного пребывания, была проведена оценка правомерности включения в перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, должностных лиц организаций, осуществляющих деятельность, связанную с регистрацией, за счет платежей граждан (без финансирования этой деятельности за счет средств соответствующих бюджетов);
  • при анализе соответствия Жилищному кодексу Российской Федерации практики распределения обязанности органов местного самоуправления, граждан и организаций по обеспечению надлежащего содержанию общего имущества в многоквартирном доме, было проведено исследование соотношения практики управления многоквартирными домами, осуществляемого собственниками помещений, и обязанностей собственников по несению бремени расходов на содержание общего имущества. Кроме того, была исследована практика несения собственниками помещений бремени содержания общего имущества и ее соответствие положениям Жилищного кодекса Российской Федерации.

В результате исследования были разработаны предложения:

  1. по регулированию правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность;
  2. по проведению органами местного самоуправления открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами;
  3. методологические рекомендации по порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах и по порядку принятия решений на таких собраниях.

Степень внедрения –  результаты исследования и разработанные предложения были использованы при подготовке проектов постановлений Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации нормативных правовых актов федерального уровня:

  • проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»;
  • проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и Порядке изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения».

Рекомендации по внедрению результатов научно-исследовательской работы – полученные результаты целесообразно использовать при подготовке следующих предложений Правительства Российской Федерации:

  1. по изменению в соответствии с новым жилищным законодательством отдельных процедур регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства;
  2. по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях;
  3. проведению общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
  4. по внесению изменений в формы государственного статистического наблюдения;
  5. по внесению изменений в  порядок бухгалтерского учета жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Область применения - полученные результаты предназначены для использования Правительством Российской Федерации при подготовке предложений по совершенствованию регулирования жилищных отношений с целью обеспечения самоуправления граждан жилищной недвижимостью, а также по обеспечению реализации их жилищных прав. После внедрения указанных предложений, они будут применяться федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными (жилищно-строительными) кооперативами и нанимателями жилых помещений при реализации норм законодательства.

Значимость работы - данная работа раскрывает, а в ряде случаев в значительной степени развивает многие концептуальные положения Жилищного Кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 г., по управлению многоквартирными домами. Разработанные предложения содержат четкие, прозрачные и формализованные положения по усилению частной инициативы и активизации участия собственников жилых помещений в сфере управления жильем, порядку проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах, организации и проведению открытого конкурса, что способствует развитию честной конкуренции в сфере управления домами, созданию равных условий для потенциальных участников конкурса, а также регулированию отношений по поводу организации управления многоквартирными домами.

Совокупный эффект от реализации разработанных предложений выразится в:

  • повышении комфортности и безопасности проживания потребителей в жилищном фонде, обеспечении надежности работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения;
  • повышении эффективности работы управляющих организаций и как следствие иных организаций жилищно-коммунального комплекса и оптимизации затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг;
  • повышении хозяйственной самостоятельности управляющих организаций и их ответственности за качество обслуживания потребителей;
  • обеспечении эффективного сочетания хозяйственной самостоятельности конкурирующих организаций в жилищном секторе и государственного регулирования деятельности локальных естественных монополистов в коммунальном секторе, развитии предпринимательской активности и защиты интересов потребителей;
  • создании экономического механизма, стимулирующего экономное использование организациями жилищного сектора энергетических и материальных ресурсов и сокращении нерационального потребления коммунальных услуг при гарантированном и бесперебойном их предоставлении.

Успешное внедрение предлагаемых мер в значительной мере зависит от своевременности, доступности и доходчивости информации о текущем состоянии жилищных фондов, коммунальных объектов, материальных потребностях жилищно-коммунального комплекса, текущих результатах деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также от вовлечения населения в процесс реформирования сферы управления многоквартирными домами.

Информационное обеспечение предлагаемых мер должно осуществляться за счет реализации трех основных задач:

  1. проведение информационной кампании;
  2. совершенствование системы профессиональной подготовки руководителей и специалистов жилищно-коммунального комплекса, объединений собственников жилья;
  3. мониторинг и оценка преобразований в сфере управления многоквартирными домами.
Структурное направление: 
Год начала: 
2005
Год окончания: 
2005

Закрыть