Целью работы является анализ и построение прогнозных оценок динамики изменения и масштабов платежеспособного спроса на жилье и жилищные кредиты со стороны населения, а также оценка возможностей предложения жилья, жилищных кредитов и развития жилищного строительства. Прогнозные оценки проведены на период с 2004 по 2010 год.
Проект реализован в рамках деятельности Рабочей группы по формированию рынка доступного жилья Центра стратегических разработок. Работа выполнена по заказу ОАО «Банк внешней торговли» (Внешторгбанк) специалистами фонда «Институт экономики города» совместно со специалистами Центра исследований Российской ассоциации маркетинга, Центра информации и экономических исследований в стройиндустрии, фонда экономических исследований «Центр развития», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ЗАО «АН САВА».
Улучшение жилищных условий было и остается одной из самых приоритетных потребностей населения России. По данным социологических опросов, в 2003 г. впервые с начала экономических реформ жилищно-коммунальные проблемы опередили бессменного «лидера» рейтинга проблем населения – финансовые и материальные проблемы. Сегодня большинство населения страны – более 60% домохозяйств – не удовлетворены своими жилищными условиями, а ведь это более 80 млн человек. За этими цифрами – судьбы конкретных людей, разрушенные семьи, нерожденные дети.
Важная сторона жилищной проблемы – социальное неравенство. Высокий уровень социального расслоения негативно воспринимается обществом. При этом неравенство в жилищных условиях зачастую еще более значимо, чем неравенство в денежных доходах. Хотя реальные доходы населения растут (в 2003 г. они выросли на 9,2% по сравнению с 2002 г., а в 2004 г. прогнозируется их рост на 6,7% по сравнению с 2003 г.), приобретение и строительство нового жилья остается прерогативой групп населения с высокими доходами. Граждане со средним достатком не могут преодолеть «порог» решения жилищной проблемы. Не имея возможности постепенно, по мере роста доходов вкладывать средства в улучшение жилищных условий, люди переориентируются на потребление товаров и услуг, которые носят престижный, но менее значимый характер (машины, отдых за границей и т.п.). В итоге значительная часть платежеспособного спроса населения «работает» на импорт.
Решение жилищной проблемы может стать локомотивом отечественной экономики, создав сотни тысяч новых рабочих мест, в том числе в малом бизнесе. Приоритетные задачи развития страны – рост ВВП и сокращение бедности – решаются не только (и не столько) в нефтегазовой отрасли. Нам нужны рыночные институты, которые активизируют поиск ресурсов на местном уровне, помогут расширить стимулы для трудовой деятельности, для формирования достойных условий жизни, благоприятной социально-психологической среды. Собственный дом, собственное благоустроенное, качественное жилье важны не только как условия жизнедеятельности, но и как условия позитивного мироощущения людей. Формирование среднего класса с его позитивными жизненными установками – залог стабилизации в обществе, достижения социального мира.
В настоящее время в числе первоочередных задач социально-экономического развития стоит задача формирования рынка доступного жилья через повышение платежеспособного спроса населения на жилье с помощью развития жилищного кредитования и увеличение объемов жилищного строительства.
Краткое изложение основных результатов и выводов (.doc, 445Кб)