О том, что "креативные кластеры качают экономику" и "спрос сильно превышает предложение" говорили на IX архитектурно-градостроительной конференции "Диалоги", прошедшей на бывшей швейной фабрике "Адонис"
Там по задумке нового собственника появится магнит для креативщиков. Мэр Казани Ильсур Метшин согласился с нехваткой таких пространств и вместе с командой уже побывал в Уфе, где преуспели в этом деле. Для сравнения: в столице РТ за пять лет закрылись два из трех крупных креативных пространств. Но не все потеряно — собственники "Адониса" оценочно готовятся вложить в бывшую фабрику миллиард, а "Унистрой" приглядел для креативных подростков бывшую каланчу в Адмиралтейке.
"Здорово, что такие проекты рождаются в сердце, а потом в голове, — сказал мэр Казани Ильсур Метшин. — Ирек Римович — известный предприниматель, который состоялся в республике в различных направлениях: от медицины до ретейла. Для меня это как масло на сердце, когда предприниматели вырастают до того, чтобы делать какие-то социально значимые объекты, а не покупать очередную яхту где-нибудь в Монако. <…>. Ребята, команды вырастают и делают то, что останется на века".
А нужны ли кластеры молодежи?
Спрос есть, считает архитектор-градостроитель, основатель Kruchina Team, преподаватель МГИМО Марина Шпилько. Она же автор концепции реконструкции пожарной каланчи в Адмиралтейской слободе — может быть, если все срастется, это будет молодежный центр. Там может появиться "приглашающее пространство" для молодежи. Особенно для подростков, для которых, как показало исследование, в городе не так много мест.
Каждое архитектурное решение должно опираться на запрос целевой аудитории и компенсировать какой-то ее дефицит, согласился первый заместитель генерального директора Фонда "Институт экономики города" Виктор Агеев. Какие же запросы у молодежи, которая выбирает, где жить и работать?
По итогам опросов среди студентов московских и питерских вузов в Институте экономики города выделили несколько "дефицитов", которые побуждают молодежь уезжать из своего города:
- Отсутствие карьерных возможностей и низкая заработная плата.
- Дефицит качественной инфраструктуры и событий. Кроме того, молодых людей беспокоит отсутствие престижных и перспективных сообществ, команд, с которыми можно было бы развиваться в определенном направлении.
- Нет развитой транспортной инфраструктуры и инфраструктуры жилья.
По мнению молодых людей, любые попытки удержать их в городе не работают и даже раздражают, обратил внимание Агеев. К примеру, всякого рода усилия по профориентации.
"Вот пока ты в детском саду, мы за тебя решим, в какой школе, с какой направленностью ты будешь учиться. А потом мы покажем тебе настойчиво, где ты продолжишь свое образование. А потом — видишь, вон замечательное место работы для тебя. Вот эта жизненная траектория, которая иногда, кажется, вроде бы должна привлекать, на самом деле нашу целевую аудиторию — молодежь, которая мобильна, которая ищет себя, — не привлекает, а раздражает", — образно объяснил Агеев.
Как привлечь молодежь в город?
В первую очередь нужно создавать креативные пространства, уверен Агеев. И Казань здесь на верном пути, отметил он. "Ильсияр [Тухватуллина] сегодня сказала, что пространств, подобных „Адонису“, в Казани мало. Их на самом деле много. В любом российском городе вам приведут Казань как пример города, где такого рода инфраструктуры много", — отдал должное столице Татарстана спикер.
Другое дело, что таких кластеров не может быть слишком много. Они не только поддерживают открытие нового бизнеса, но и позволяют стартапам выйти на капитализацию. Подобные пространства формируют те самые престижные перспективные комьюнити, которые притягивают молодежь и которые являются одним из важнейших стимулов, чтобы молодые люди выбирали те или иные города для своей жизни, подчеркнул Агеев.
Вместе с тем появляется еще один вызов — экономическая адаптация людей, вернувшихся со специальной военной операции. Здесь не обойтись медицинской, социальной реабилитацией и сопровождением на рынке наемного труда. Придется стимулировать создание новых сфер экономики, подчеркнул спикер. И очень важную роль здесь играют градостроительные решения, которые нужно реализовывать уже сейчас. Это и новая организация мест приложения труда, и новые подходы к возможности открытия микробизнеса, и принципиально новые подходы к обеспечению доступности для маломобильных групп.
Стоит обратить внимание и на транспортную инфраструктуру. "Российские города сейчас очень любят обсуждать, что делать со средствами индивидуальной мобильности — запрещать не запрещать, — рассуждал Агеев. — Для молодежи так вопрос не стоит. Эта опция должна быть, и нужно думать о том, какими градостроительными решениями сделать ее удобной, а не о том, каким образом ее ограничить".
Другой важный вопрос — транспортная связность с агломерацией. Пока его удалось решить только Москве, где действует единый проездной на пригородную электричку и на городской транспорт. Еще один инструмент — перехватывающие парковки, где можно бесплатно оставить авто и продолжить путь на общественном транспорте.
Молодежью востребовано качественное арендное жилье, доля которого в России недостаточно велика. "Без увеличения доли арендного жилья мы задачу не решим, потому что мобильное население требует мобильности и в своем проживании", — объяснил Агеев. Для развития такого формата нужен комплекс экономических мер поддержки, уверен он. Пока же господдержка поощряет только строительство жилья, которое впоследствии перейдет в собственность.

