Проблема отставания развития социальной инфраструктуры от возрастающих объемов жилищного строительства достаточно остро стоит на повестке дня российских городов. В условиях ограниченных бюджетных возможностей на практике создание объектов социальной инфраструктуры часто вменяется в обязанность застройщиков, реализующих проекты жилищного строительства, что зачастую происходит на неформальной основе. В итоге такие затраты распределяются между застройщиками неравномерно, отсутствует возможность оценки объема таких затрат при формировании бизнес-плана проекта и, как следствие, становится невозможной эффективная организация финансирования таких затрат.
Вопрос установления обязательств застройщика по участию в создании инфраструктуры (как в финансовом, так и в натуральном выражении) при реализации градостроительных проектов является чрезвычайно актуальным не только для России, но и для всех стран. В международной практике широко распространены различные инструменты, позволяющие городам финансировать возрастающую потребность в общественной инфраструктуре и социальных программах, направленных на обеспечение устойчивого развития городов в условиях наращивания городской застройки. Анализ такой практики представлен в исследовании "Международный опыт установления инфраструктурных сборов при реализации градостроительных проектов".
В работе "Практика участия застройщиков в создании инфраструктуры при реализации градостроительных проектов в России и предложения по проведению эксперимента по введению механизма обязательного участия застройщиков жилья в развитии социальной инфраструктуры" приведены примеры нормативного правового регулирования, а также судебной практики в отдельных городах и субъектах Российской Федерации в сфере регулирования участия застройщиков в создании инфраструктуры при реализации градостроительных проектов. В основном региональная практика развивается по пути установления запретов на "строительство жилья без инфраструктуры", но также есть интересный пример установления добровольного платежа на инфраструктуру в Перми. Также на основе анализа международного опыта по установлению инфраструктурных сборов и обзора российской практики установления обязательств застройщиков по участию в создании инфраструктуры при реализации градостроительных проектов подготовлены предложения по проведению в 2024 – 2027 гг. эксперимента по введению инфраструктурного сбора на основе условий, которые должны быть определены в федеральном законе, а также приведено финансово-экономическое обоснование, которое позволяет примерно оценить потенциальный объем поступлений от инфраструктурного сбора и объем социальной инфраструктуры, который может быть построен.
Исследования проведены в рамках проекта "Мониторинг и оценка ситуации в экономике, жилищной и градостроительной сферах российских городов и городских агломераций", реализуемого за счет средств Целевого капитала Фонда "Институт экономики города".
Материалы:
Международный опыт установления инфраструктурных сборов при реализации градостроительных проектов
Инфраструктурный сбор при реализации градостроительных проектов – международный опыт и перспективы введения в России (презентация для дискуссионного клуба)
Регулирование инфраструктурных обязательств застройщиков при реализации градостроительных проектов: международный опыт и предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации (презентация для Межрегионального форума по реализации регионального инвестиционного стандарта)
Публикации в СМИ и профессиональных изданиях:
2024
2023
Инфраструктурный сбор: как избежать подводных камней
Эксперты ИЭГ предложили ввести плату для застройщиков на строительство соцобъектов
Мировой опыт по взиманию инфраструктурных сборов может пригодиться в России. Исследование ИЭГ
Мероприятия:
Т. Д. Полиди выступила на Межрегиональном форуме в Нижнем Новгороде